Как правильно работать сваркой полуавтоматом: Сварка полуавтоматом для начинающих — основные аспекты и азы

Содержание

Как правильно варить сварочным полуавтоматом

Сварка с помощью полуавтомата отличается от ручной дуговой сварки подачей электрода в сварочную зону. Все остальные операции выполняются сварщиком вручную. В качестве электрода используется специальная проволока.
Современной промышленностью выпускаются целые серии сварочных полуавтоматов. С их помощью выполняется дуговая сварка стали, алюминия и других металлов. В кузовных цехах с помощью сварочных полуавтоматов, оснащенных специальным соплом с боковым гнездом можно приваривать клепки к металлическим частям машин.

Классификация сварочных полуавтоматов

Полуавтоматы классифицируются по типу проволоки, роду защиты сварного шва, характеру перемещения.


По типу проволоки

  • Для соединения сплошной проволокой стальной.
  • Для соединения сплошной проволокой алюминиевой.
  • Универсальные (для соединения проволокой стальной и алюминиевой).

По роду защиты сварного шва

По характеру перемещения

  • Стационарные. Используются в серийном и крупносерийном производстве
  • Переносные
  • Передвижные
Сварочная проволока

Достоинства и недостатки полуавтоматической сварки

Достоинства

  • Возможность сваривать детали из тонколистовой стали толщиной до 0,5 мм.
  • Незначительная чувствительность к ржавчине и другим загрязнениям основного металла.
  • Низкая стоимость по сравнению с другими видами сваривания.
  • С помощью сварочных полуавтоматов можно выполнить пайку оцинкованных деталей проволокой из медного сплава, без повреждения цинкового покрытия.

Недостатки

  • Если не используется защитный газ увеличивается разбрызгивание металла.
  • Более интенсивное излучение открытой  дуги.

Несмотря на эти недостатки, полуавтоматическая сварка активно применяется в автосервиса.

Чаще всего полуавтоматическая сварка применяется для сварки черной и нержавеющей стали, а такде алюминия. В качестве защитного газа используется аргон, углекислый газ, гелий и их смеси. Наиболее распространена сварка стали в углекислом газе и в инертном газе аргоне. Сварочный полуавтомат

В качестве источника питания используется постоянный обратный ток (на изделие подается минус).
Сварочный аппарат состоит из источника питания, горелки и механизма подачи проволоки. Сварочная горелка является рабочим органом полуавтомата. С ее помощью в зону сваривания подается сварочная проволока, флюс или защитный газ.

Существует три типа подающего механизма:

  • тянущий;
  • толкающий;
  • универсальный (тянуще-толкающий).

Сварка полуавтоматом, выполняем работу своими руками

Прежде, чем приступить к работе, необходимо настроить аппарат:

  1. Подобрать силу сварочного тока в соответствии с толщиной свариваемого металла. В инструкции к полуавтомату имеется таблица соответствия этих двух величин. Полуавтомат плохо варит при низком сварочном токе.
  2. Согласно инструкции настроить необходимую скорость подачи сварочной проволоки. Скорость регулируется с помощью сменных шестерен, прилагаемых к аппарату.
  3. Настроить источник тока на необходимые параметры (силу тока и напряжение).
  4. Проверить правильность подбора режимов на пробном изделии. При необходимости провести их корректировку. Правильно настроенный аппарат выдаст устойчивую сварную дугу, необходимое количество флюса.
  5. Установить переключатель подачи проволоки в положение «Вперед».
  6. Наполнить воронку флюсом.
  7. Установить держатель таким образом, чтобы наконечник мундштука находился в сварочной зоне.
  8. Открыть заслонку флюсовой воронки, нажать кнопку «Пуск», одновременно чиркая по месту сварки. В результате загорится дуга и начнется сварочный процесс.

Как варить полуавтоматом алюминий

Начнем, пожалуй, с того, что полуавтомат ничего не варит. Он подает электродный материал и ток к основному металлу. Работу выполняет сварщик. Поэтому он должен владеть всеми тонкостями технологии сварки алюминия.

Полуавтоматическая дуговая сварка алюминия

  1. Алюминий варится алюминиевой проволокой. Она мягкая, может образовывать петли по причине залипания в токосъеме и сварочной горелке, поэтому надо использовать специальные токосъемы (Al или Am).
  2. Защитный газ аргон должен быть хорошего качества.
  3. Давление газа должно быть таким, чтобы ванна сварочная была надежно защищена, но в то же время не было подсоса воздуха из-за высокого разрежения, которое обычно возникает при прохождении газа с высокой скоростью.

Задача сварщика:

  • Зачистить механическим способом детали, предназначенные для сварки.
  • Удалить растворителем грязь.
  • Выполнить опытный шов на образце основного металла.
  • Но главной задачей сварщика является умение пробить окисную пленку на алюминии, правильно тянуть дугу и контролировать сварочную ванну. Иначе весь процесс придется начинать сначала.

Полуавтоматическая сварка в углекислом газе

Для полуавтоматической сварки в углекислом газе российские производители выпускают специальное оборудование.

Преимущества полуавтоматической сварки в углекислом газе для ремонта автомобилей:


  • Узкая зона термического воздействия. Это дает возможность сваривать тонкие детали.
  • Краска на детали выгорает узкой полосой, что влечет за собой уменьшение подготовительных и финишных работ.
  • Очень высокая скорость расплавления проволоки. Благодаря этому повышается производительность в два-три раза.
  • Отличное качество сварочного шва.
  • Не требуется предварительной подгонки деталей, предназначенных для сварки.
  • Отличное качество сварных дсоединений, имеющих разную толщину.
  • Углекислый газ является самым доступным из всех защитных газов.
  • Технология в углекислом газе быстро и легко осваивается.
Полуавтоматическая дуговая сварка плавящимся электродом в защитном газе

Как варить полуавтоматом без газа

Безусловно, защитный газ позволяет качественно выполнить сварочные работы. Но, если вы занимаетесь сваркой нечасто, приобретать баллон невыгодно. В этом случае используется специальная сварочная проволока – флюсовая или порошковая.
Она состоит из стальной трубки, внутри которой находится флюс. В процессе сварочных работ он сгорает, образуя в зоне сварки облачко защитного газа.
Работа такой проволокой выполняется прямым током (на изделие подается плюс).
Как варить вертикальный шов.
Особенность выполнения вертикального шва заключается в следующем: тепло поднимается снизу вверх. Чтобы от него уйти, надо вести сварочный шов сверху вниз. При этом горелку следует наклонять немного вверх, чтобы тепло удерживало сварочную ванну. Двигаться надо достаточно быстро, чтобы опередить расплавленный металл. Проволоку необходимо удерживать на переднем краю ванны.

Приобретаем полуавтомат

Прежде чем идти в магазин вам необходимо подготовиться и проработать следующие вопросы:

  1. Выяснить характеристики вашей питающей сети.
  2. Определиться с целью приобретения оборудования.
  3. Изучить как можно больше информации по оборудованию.
  4. Выяснить, поставляются ли в ваш регион расходные материалы к этому аппарату.
  5. Изучить технологию сварки. Демонстрирующие как правильно варить полуавтоматом видео можно посмотреть в интернете. В сети также можно найти книги или статьи по технологии сварки полуавтоматами.
  6. Выяснить правила организации рабочего места и требования техники безопасности.

СВАРКА ПОЛУАВТОМАТОМ для начинающих: [оборудование, советы]

[Сварка полуавтоматом для начинающих] — это отличная возможность для домашних мастеров освоить азы рабочего процесса и научиться выполнять все возможные операции.

Вообще, полуавтомат можно отнести к наиболее удобному и доступному оборудованию, которое может быть успешно использовано в быту.

Одним из главных его достоинством является то, что он дает возможность работать как с цветными, так и с черными типами металлов.

Основной особенностью работы полуавтомата считается его способность производить быстрое соединение металлов без необходимости дополнительного усиления, при этом к процессу могут привлекаться некоторые другие элементы.

Принцип работы полуавтомата заключается в том, что используемая в качестве электрода проволока подается непосредственно в рабочую зону исключительно механическим методом.

В качестве материала для такой проволоки выступает сплав, который имеет специфический состав.

Все используемое для сварки полуавтоматическим аппаратом оборудование при желании и правильном подходе к делу с легкостью и за короткое время сможет без проблем освоить каждый домашний мастер.

Используемое оборудование

Для полуавтоматов существует своя определенная классификация применяемого оборудования, которая условно подразделяет все устройства на три основных типа.

Так, разные агрегаты могут работать на разных типах проволоки, кроме этого, существуют и разные способы, обеспечивающие защиты сварному шву.

Следует отметить и то, что горелки полуавтоматов имеют и разный характер перемещения.

Если рассматривать полуавтоматы со стороны используемой проволоки, то она может быть изготовлена из стали и поставляться в цельном виде, намотанной на бухту.

Также в некоторых случаях полуавтоматы используют алюминиевую проволоку, а также проволоку, которая имеет универсальный состав.

Следует отметить и то, что есть несколько раздельных принципов, обеспечивающих защиту шва в момент выполнения сварки.

Здесь защита может быть обеспечена за счет определенной реакции флюса, при помощи образующейся среды газа, а также путем использования порошковой проволоки.

Сами полуавтоматы для сварки могут быть в стационарном исполнении и использоваться для выполнения серийной работы, а также передвижного типа.

Для домашнего использования, как правило, используют компактные переносные полуавтоматы.

Используя для сварки различных видов металлов полуавтоматическое оборудование, домашний мастер получает ряд очень важных преимуществ.

В первую очередь, появляется возможность в домашних условиях работать с металлами, которые имеют небольшую толщину, что практически невозможно при использовании других типов сварки.

Видео:

Следует отметить и то, что при работе с полуавтоматом свариваемая поверхность может содержать как ржавчину, так и всевозможные окислы, нет необходимости проводить предварительную обработку от жировых скоплений.

За счет большого выбора используемых в полуавтоматах расходников, уменьшаются финансовые затраты.

Полуавтомат можно использовать и при необходимости выполнить соединение оцинкованных материалов без повреждения поверхности.

Для этих целей применяется медная проволока. Ознакомиться с процессом выполнения сварного соединения полуавтоматом можно на видео, которое размещено выше.

Особенности работы

Обязательным условием работы на полуавтомате является наличие специального инертного газа, который выполняет своеобразную функцию защиты.

Без газа при выполнении работ раскаленный металл будет достаточно сильно разбрызгиваться, что не только снизит качество соединения, но и может нанести травму мастеру.

Следует отметить тот факт, что образующаяся дуга при работе с полуавтоматом имеет более высокие показатели яркости, чем у других типов сварок.

Полуавтомат имеет свои особенности работы и это делает данный аппарат незаменимым при выполнении определенных технологических работ.

Наиболее часто данный вид сварки используется в различных автомастерских, где она успешно используется при выполнении кузовных работ.

Одним из главных достоинств полуавтоматической сварки является то, что у домашнего мастера появляется возможность производить качественное соединение, как обыкновенной стали, так и всевозможных нержавеющих сплавов и даже алюминия.

Конечно, использование газа несколько усложняет процесс, однако простота использования и качество выполнения соответствующих работ с лихвой перекрывают этот недостаток.

Необходимая инертная среда при работе с полуавтоматом создается за счет использования определенного газа. В качестве рабочего газа может выступать углекислый, гелий, а также аргон.

При необходимости можно использовать смеси, и в этом случае для каждого газа определяются свои пропорции.

Так, например, для инверторного способа сварки рекомендуется использовать либо аргон, либо углекислый газ.

Основным питающим источником в полуавтомате выступает постоянный ток обратного типа и в этом случае отрицательный заряд следует подавать исключительно на изделие.

Любой полуавтоматический аппарат состоит из некоторых обязательных элементов.

Видео:

Так, его работу обеспечивают преобразующий электрическое напряжение блок, горелка для выполнения сварки, механизм механического типа, использующийся для подачи проволоки.

Кроме этого, в состав полуавтомата входит специальная система, отвечающая за обязательную подачу инертного газа. Как правильно работать с полуавтоматом, подробно показано на видео уроках в нашей статье.

Основные режимы

Любой начинающий домашний мастер перед началом самостоятельной работы на полуавтомате должен для себя уяснить все возможные режимы сварки, которые ему будут доступны.

Следует помнить, что режим, главным образом, подбирается исходя из толщины рабочего металла.

Так, для выполнения тонких сварных соединений рекомендуется использовать проволоку, которая выступает в качестве электрода, с толщиной в пределах шести миллиметров.

В свою очередь, при необходимости выполнить сварное соединение материала, толщина которого превышает пять миллиметров, проводить работу придется в два отдельных этапа.

В этом случае каждый следующий накладываемый шов должен идти строго по поверхности предыдущего.

Расход газа при выполнении сварки тонкого металла составляет в среднем до семи литров в минуту.

Такой объем газа позволяет выполнить необходимую работу без деформации рабочего материала, за счет того, что зона теплового воздействия значительно сужается.

Любой начинающий мастер должен иметь представление о каждом доступном ему режиме при работе на полуавтомате.

Сварка при помощи полуавтомата дает возможность проводить необходимые работы, как с тонким материалом, так и с тем, который имеет большую толщину.

Исходя из этого предусмотрено несколько различных вариантов выполнения данного вида работы.

Так, сварка полуавтоматом может быть стыковой, и в этом случае практически полностью исключаются зазоры между соединяемыми деталями.

Такой тип сварки особенно популярен у автолюбителей. Также полуавтомат позволяет выполнить качественное соединение внахлест.

Данный способ считается наиболее простым, и освоить его не составит труда. Более сложный и при этом более прочный тип сварки полуавтоматом носит название — по готовым отверстиям.

Следует отметить, что скорость работы, а также высоту шва мастер выбирает самостоятельно.

Видео:

Кроме этого, домашний мастер обязательно должен научиться правильно выбирать режимы работы и настраивать все используемое оборудование.

При выполнении сварки следует контролировать поступление газа. Он должен негромко шипеть и обдувать рабочую поверхность, а не дуть на нее.

На видео выше подробно показано, как правильно работать полуавтоматом.

Советы и рекомендации

При выполнении данного вида сварки главным условием является правильная настройка аппарата.

Если все выполнено правильно, то рабочий процесс будет происходить без каких-либо разрывов, а дуга всегда будет ровно гореть.

Проволоку, которая выступает в качестве электрода, следует выставлять направлением вперед. В этом случае дуга не оборвется, даже если движение будет не плавным.

Следует отметить, что при данном типе сварки поджиг дуги происходит практически мгновенно.

Выполняя необходимую работу на полуавтомате, отпадает необходимость постоянно менять электроды, а готовый шов не нужно будет обрабатывать и затирать от скопившегося шлака.

Начинающие мастера ознакомиться с процессом сварки на полуавтомате могут с помощью видео, которое размещено ниже.

Видео:

Тот домашний мастер, который освоит данный вид сварки, сможет самостоятельно выполнять самые разные виды работ.

Конечно, данная работа имеет свои тонкости и нюансы, однако разобраться в них при желании не составит большого труда.

Подробно о выполнении сварки полуавтоматом, рассказывает видео в нашей статье.


Как быстро варить полуавтоматом — Морской флот

Сварка с помощью полуавтомата отличается от ручной дуговой сварки подачей электрода в сварочную зону. Все остальные операции выполняются сварщиком вручную. В качестве электрода используется специальная проволока.
Современной промышленностью выпускаются целые серии сварочных полуавтоматов. С их помощью выполняется дуговая сварка стали, алюминия и других металлов. В кузовных цехах с помощью сварочных полуавтоматов, оснащенных специальным соплом с боковым гнездом можно приваривать клепки к металлическим частям машин.

Классификация сварочных полуавтоматов

Полуавтоматы классифицируются по типу проволоки, роду защиты сварного шва, характеру перемещения.

По типу проволоки

  • Для соединения сплошной проволокой стальной.
  • Для соединения сплошной проволокой алюминиевой.
  • Универсальные (для соединения проволокой стальной и алюминиевой).

По роду защиты сварного шва

  • Под слоем флюса.
  • В защитных газах.
  • Порошковой проволокой.

По характеру перемещения

  • Стационарные. Используются в серийном и крупносерийном производстве
  • Переносные
  • Передвижные

Сварочная проволока

Достоинства и недостатки полуавтоматической сварки

Достоинства

  • Возможность сваривать детали из тонколистовой стали толщиной до 0,5 мм.
  • Незначительная чувствительность к ржавчине и другим загрязнениям основного металла.
  • Низкая стоимость по сравнению с другими видами сваривания.
  • С помощью сварочных полуавтоматов можно выполнить пайку оцинкованных деталей проволокой из медного сплава, без повреждения цинкового покрытия.

Недостатки

  • Если не используется защитный газ увеличивается разбрызгивание металла.
  • Более интенсивное излучение открытой дуги.

Несмотря на эти недостатки, полуавтоматическая сварка активно применяется в автосервиса.

Чаще всего полуавтоматическая сварка применяется для сварки черной и нержавеющей стали, а такде алюминия. В качестве защитного газа используется аргон, углекислый газ, гелий и их смеси. Наиболее распространена сварка стали в углекислом газе и в инертном газе аргоне. Сварочный полуавтомат

В качестве источника питания используется постоянный обратный ток (на изделие подается минус).
Сварочный аппарат состоит из источника питания, горелки и механизма подачи проволоки. Сварочная горелка является рабочим органом полуавтомата. С ее помощью в зону сваривания подается сварочная проволока, флюс или защитный газ.

Существует три типа подающего механизма:

  • тянущий;
  • толкающий;
  • универсальный (тянуще-толкающий).

Сварка полуавтоматом, выполняем работу своими руками

Прежде, чем приступить к работе, необходимо настроить аппарат:

  1. Подобрать силу сварочного тока в соответствии с толщиной свариваемого металла. В инструкции к полуавтомату имеется таблица соответствия этих двух величин. Полуавтомат плохо варит при низком сварочном токе.
  2. Согласно инструкции настроить необходимую скорость подачи сварочной проволоки. Скорость регулируется с помощью сменных шестерен, прилагаемых к аппарату.
  3. Настроить источник тока на необходимые параметры (силу тока и напряжение).
  4. Проверить правильность подбора режимов на пробном изделии. При необходимости провести их корректировку. Правильно настроенный аппарат выдаст устойчивую сварную дугу, необходимое количество флюса.
  5. Установить переключатель подачи проволоки в положение «Вперед».
  6. Наполнить воронку флюсом.
  7. Установить держатель таким образом, чтобы наконечник мундштука находился в сварочной зоне.
  8. Открыть заслонку флюсовой воронки, нажать кнопку «Пуск», одновременно чиркая по месту сварки. В результате загорится дуга и начнется сварочный процесс.

Как варить полуавтоматом алюминий

Начнем, пожалуй, с того, что полуавтомат ничего не варит. Он подает электродный материал и ток к основному металлу. Работу выполняет сварщик. Поэтому он должен владеть всеми тонкостями технологии сварки алюминия.

Полуавтоматическая дуговая сварка алюминия

  1. Алюминий варится алюминиевой проволокой. Она мягкая, может образовывать петли по причине залипания в токосъеме и сварочной горелке, поэтому надо использовать специальные токосъемы (Al или Am).
  2. Защитный газ аргон должен быть хорошего качества.
  3. Давление газа должно быть таким, чтобы ванна сварочная была надежно защищена, но в то же время не было подсоса воздуха из-за высокого разрежения, которое обычно возникает при прохождении газа с высокой скоростью.

Задача сварщика:

  • Зачистить механическим способом детали, предназначенные для сварки.
  • Удалить растворителем грязь.
  • Выполнить опытный шов на образце основного металла.
  • Но главной задачей сварщика является умение пробить окисную пленку на алюминии, правильно тянуть дугу и контролировать сварочную ванну. Иначе весь процесс придется начинать сначала.

Полуавтоматическая сварка в углекислом газе

Для полуавтоматической сварки в углекислом газе российские производители выпускают специальное оборудование.

Преимущества полуавтоматической сварки в углекислом газе для ремонта автомобилей:

  • Узкая зона термического воздействия. Это дает возможность сваривать тонкие детали.
  • Краска на детали выгорает узкой полосой, что влечет за собой уменьшение подготовительных и финишных работ.
  • Очень высокая скорость расплавления проволоки. Благодаря этому повышается производительность в два-три раза.
  • Отличное качество сварочного шва.
  • Не требуется предварительной подгонки деталей, предназначенных для сварки.
  • Отличное качество сварных дсоединений, имеющих разную толщину.
  • Углекислый газ является самым доступным из всех защитных газов.
  • Технология в углекислом газе быстро и легко осваивается.

Полуавтоматическая дуговая сварка плавящимся электродом в защитном газе

Плазменная сварка – один из относительно новых видов соединения металлов. Как она выполняется, читайте в этой статье.

Варить металлы можно самыми разными способом. Прочитать о некоторых из них можно по https://elsvarkin.ru/texnologiya/drugie-vidy-svarki/ ссылке.

Как варить полуавтоматом без газа

Безусловно, защитный газ позволяет качественно выполнить сварочные работы. Но, если вы занимаетесь сваркой нечасто, приобретать баллон невыгодно. В этом случае используется специальная сварочная проволока – флюсовая или порошковая.
Она состоит из стальной трубки, внутри которой находится флюс. В процессе сварочных работ он сгорает, образуя в зоне сварки облачко защитного газа.
Работа такой проволокой выполняется прямым током (на изделие подается плюс).
Как варить вертикальный шов.
Особенность выполнения вертикального шва заключается в следующем: тепло поднимается снизу вверх. Чтобы от него уйти, надо вести сварочный шов сверху вниз. При этом горелку следует наклонять немного вверх, чтобы тепло удерживало сварочную ванну. Двигаться надо достаточно быстро, чтобы опередить расплавленный металл. Проволоку необходимо удерживать на переднем краю ванны.

Приобретаем полуавтомат

Прежде чем идти в магазин вам необходимо подготовиться и проработать следующие вопросы:

  1. Выяснить характеристики вашей питающей сети.
  2. Определиться с целью приобретения оборудования.
  3. Изучить как можно больше информации по оборудованию.
  4. Выяснить, поставляются ли в ваш регион расходные материалы к этому аппарату.
  5. Изучить технологию сварки. Демонстрирующие как правильно варить полуавтоматом видео можно посмотреть в интернете. В сети также можно найти книги или статьи по технологии сварки полуавтоматами.
  6. Выяснить правила организации рабочего места и требования техники безопасности.

Для сварки металлов может применяться лазерный луч, пламя горелки или плазма, но одним из самых простых и компактных вариантов устройств для выполнения такого вида работ является полуавтоматический аппарат.

Чтобы шов металла получился максимально ровным и защищённым от окисления, сваривание металлов таким способом лучше всего осуществлять с использованием защитного газа.

Сварка полуавтоматом для начинающих сложна только в первые минуты освоения. Чтобы максимально ускорить процесс обучения следует заранее изучить основные правила обращения с таким устройством.

Сварочный полуавтомат: принцип работы

Для того чтобы при использовании сварочного полуавтомата не «убить» устройство. А также не получить травму самому следует знать о правилах техники безопасности и принципе работы аппарата.

Сварочный полуавтомат состоит из:

  • корпуса, в котором находится мощный трансформатор;
  • шланга для подачи тока и газа к горелке;
  • кабелей для подключения к «массе» и электрической сети;
  • механизма подачи проволоки.

Также для сварки полуавтоматом потребуется приобрести бобину со специальной сварочной проволокой и баллон с углекислым газом.

Принцип работы полуавтоматического аппарата следующий:

  1. Сварочный ток подаётся на горелку одновременно с защитным газом.
  2. В качестве электрода в горелке используется сварочная проволока, которая подаётся в автоматическом режиме с помощью специального механизма.
  3. Между свариваемым изделием и проволокой образуется электрическая дуга, которая расплавляет металл в среде защитного газа, что позволяет получить качественный шов без окислов.

Основные правила техники безопасности при работе со сварочным полуавтоматом следующие:

  • корпус сварочного аппарата должен заземлён;
  • запрещается использовать устройство даже при незначительных механических повреждениях или любых других неисправностях;
  • при значительных перерывах в работе следует обязательно отключать устройство от электрической сети и выключать подачу защитного газа;
  • не проводить работы рядом со легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
  • во время работы использовать защитную маску и перчатки.

Как только основные принципы работы с полуавтоматом будут усвоены можно приступать к практическим работам.

Сварка полуавтоматом: первый опыт

Для получения практического опыта рекомендуется вначале потренироваться на ненужных металлических обрезках, прежде чем приступать к выполнению сложных работ требующих от сварщика высокой квалификации.

Для практической работы необходимо подготовить:

  • сварочный аппарат;
  • перчатки;
  • защитную маску;
  • баллон с газом.

Первое что необходимо сделать, это настроить сварочный аппарат. Правильно отрегулированная сила подаваемого тока позволит выполнить сварочный шов идеально ровно и без обрывов.

Этот параметр напрямую зависит от толщины свариваемого металла, поэтому прежде чем приступить к работе необходимо ознакомиться с инструкцией к электрическому прибору. В которой должна быть указана рекомендуемая заводом-изготовителем сила тока для определённой толщины свариваемых деталей.

Как варить полуавтоматом с углекислотой

Сварка в среде нейтрального газа является надёжным и прочным соединением заготовок в одно целое. Стоимость углекислоты по отношению к аргону и гелию значительно ниже и это улучшает соотношение цены и качества работы. Необходимо знать, как правильно варить полуавтоматом с углекислотой, добиваясь при этом хорошего качества шва. Можно варить, используя смеси газов, когда необходимо повышенное качество, а можно обучиться сварке в углекислотной среде с использованием полуавтомата и регулируемой подачи сварочной проволоки. Мы расскажем подробно об этом процессе, позволяющем сэкономить немалые средства и добиться необходимого результата.

Способы сварки в защитной среде

Сварка с регулируемой полуавтоматической подачей проволоки в среду воздействия дуги короткого замыкания, может происходить в активном газовом составе или же в инертном, препятствующем окислению в зоне соединения заготовок. Углекислый газ изолирует сварной шов от воздействия кислорода и придаёт эластичность и прочность месту стыка деталей.

Использование полуавтоматических инверторов придало новый качественный уровень процессу соединения заготовок и большие возможности ремонта дефектных узлов и деталей. Это особенно важно при сварке различных сплавов алюминия, титана и нержавеющих и легированных сталей.

Итак, как варить полуавтоматом и какие методы при этом используются в наше время? Наиболее популярными способами соединения металлов в инертной газовой среде являются схемы с использованием защитной оболочки, которая препятствует окислению, свариваемых металлов или сплавов.

В настоящее время используются наиболее активно следующие способы:

  • соединение металлов и сплавов методом TIG с применением чрезвычайно тугоплавкого вольфрамового электрода в среде инертного газа и ручной подачей необходимой присадочной проволоки в сварочную ванночку;
  • метод MIG/MAG, позволяющий осуществлять полуавтоматическую, регулируемую подачу сварочной проволоки в зону дуги короткого замыкания под действием защитного газа.

Нужно отметить, что метод TIG более дешёвый, но менее технологичный, поскольку при нём необходима ручная подача сварочной проволоки в ванночку тогда, как при способе MIG/MAG подразумевается полуавтоматический процесс. Инверторы MIG/MAG позволяют сваривать огромное количество материалов с помощью устройства автоматической, регулируемой подачи сварочной проволоки различного состава в зону действия дуги короткого замыкания.

Этот процесс происходит с помощью протяжки проволоки со встроенного барабана через еврорукав и горелку непосредственно в зону сварки.

Эта совершенная схема позволяет задействовать электрическую цепь задержки подачи импульсного тока на проволоку, являющуюся электродом, после подачи защитного газа. Горелка снабжается насадками, которые позволяют подавать проволоку разного диаметра в зону воздействия сварочного тока с необходимой скоростью.

Важно отметить, что состав и диаметр сварочной проволоки завит от толщины и состава заготовок и подбирается индивидуально для каждого процесса.

Преимущества и недостатки сварки в углекислотной среде

У сварки этим методом, как и всяким другим, есть свои преимущества и недостатки, которые облегчают выбор в пользу наилучшего варианта по цене и качеству работы. Чтобы понять, как правильно варить полуавтоматом с углекислотой, необходимо оценить перспективы использования именно этого метода, заключающиеся в следующем:

  1. стоимость углекислоты ниже стоимости аргона или смеси инертных газов;
  2. качество сварки сравнимо с использованием инертных газов;
  3. производительность и узкая зона температурного воздействия позволяет сваривать тонкий листовой металл и всевозможные сплавы;
  4. примеси приводят к образованию шлака, который легко удаляется после застывания шва.
  5. отсутствие чувствительности ко многим загрязнениям заготовок;
  6. высокая чистота углекислого газа до 99%, что обеспечивает высокое качество сварочного шва;
  7. подача проволоки необходимого для сварки состава в зону плавления с регулируемой скоростью;
  8. после очистки от шлака имеется возможность повторного прохождения шва с целью увеличения его прочностных характеристик.

Как и у каждого метода, у углекислотной сварки имеются и некоторые недостатки, прежде всего связанные с химическим составом среды, в которой происходит соединение металлов, они заключаются в следующем:

  • углекислотная сварка уступает по качеству работе в среде инертных газов;
  • шов получается более пористым и требует дополнительной очистки;
  • подача газа требует экспериментальной настройки;
  • выбор проволоки корректируется к условиям сварки в углекислоте.

Химический состав проволоки зависит от реакций, происходящих в зоне горения дуги короткого замыкания, и требует особо тщательного согласования состава свариваемых заготовок с составом присадочного материала. Но недостатки носят временный характер и обусловлены привыканием к неоднозначному процессу.

В целом подбор проволоки типа СВ-08 ГС или же СВ-08ХГСМФ полностью решает проблему свариваемости заготовок. В дальнейшем процесс зависит от скорости сварки, величины тока и согласования состава деталей и проволоки, подаваемой в зону плавления металла. А это приходит только с опытом и обучением, как и подбор вылета проволоки в сварочную ванночку.

Крайне важен квалифицированный подбор состава проволоки при сварке в углекислоте, поскольку физико-химический процесс термического воздействия на шов, сильно влияет на качество соединения металлов и сплавов.

Порядок действия и технология работ при сварке углекислотой

Необходимость подготовки заготовок заключается в зачистке будущего шва от оксидной плёнки, загрязнений и формирования краёв для наилучшего соединения деталей. Практически толщина металла также влияет на выбор особого режима сварки, например, при толщине металла в 1,5−2 мм диаметр сварочной проволоки подбирается в диапазоне от 0,8 до 1,2 мм.

При толщине деталей от 3 до 8 мм, диаметр проволоки равен от 1,2 до 1,6 мм, а сварочный ток колеблется от 90 А до 250 А. Напряжение сварочной дуги меняется от 18 до 30 В, а скорость подачи проволоки зависит от качественного процесса сварки и колеблется от 150 м/час до 500 м/час.

Весь процесс крайне индивидуален и настраивается экспериментально вплоть до расхода газа и вылета проволоки в зоне действия углекислоты. Важно соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить правильный подбор силы тока для сварки в углекислотной среде;
  • выставить скорость подачи соответствующей проволоки в зону сварочной ванночки;
  • обеспечить подготовку заготовок для наилучшего сочленения в зоне шва;
  • выставить оптимальную подачу газа в зону сварочной дуги короткого замыкания;
  • проверить герметичность соединений во избежание утечки углекислоты.

После проведения этих процедур необходимо опробовать качество и скорость сварки на пробных деталях, и отредактировать параметры действия схемы сварочного процесса. При большой толщине заготовок первый шов необходимо вести с малым током, а при повторном прохождении увеличивать силу тока пропорционально скорости движения горелки.

Провар вертикального шва должен проходить снизу вверх для обеспечения последовательного затвердения нижней части соединения металла, при этом расход углекислого газа следует немного увеличить. Расход газа может колебаться в зависимости от условий процесса от 5 л/мин до 20 л/мин. Последовательность проходящего движения руки сварщика при полуавтоматическом процессе в ореоле углекислого газа должна напоминать нанесение чешуек расплавленного металла на поверхность шва.

Очень важно, особенно в труднодоступных условиях соблюдать правила техники безопасности и пользоваться защитными средствами и сварочной маской, а также соблюдать осторожность при использовании углекислого газа.

Итог

Подводя итоги, нужно сказать, что сварка полуавтоматом в среде углекислого газа является практически полноценной заменой инертным газовым средам, но при этом обходится значительно дешевле. Практическое применение этой схемы работы вынуждает более внимательно относиться к технологическому процессу сварки деталей и узлов, которое мало отличается от сварки в среде аргона или гелия. Мы постарались максимально подробно рассказать об этом виде деятельности.

Как варят полуавтоматом? Режимы сварки полуавтоматом. Полуавтомат для сварки алюминия

Сварка – целое искусство. Профессиональные сварщики ценятся едва ли не на вес золота везде: их не хватает не только для домашних нужд, но и для промышленности. Во многом это связано с тем, что далеко не каждый специалист знает все технологические аспекты сложных производственных операций.

К примеру, даже не на всех предприятиях знают, как варят полуавтоматом. Этой теме и посвящена наша статья.

Общие понятия

Сварочным полуавтоматом в настоящее время называется устройство, при помощи которого выполняется электродуговая сварка. Его особенность в том, что в роли электрода выступает стальная проволока, в процессе сварки непрерывно подаваемая в устройство. Полуавтоматическим механизм является потому, что сварщик вручную осуществляет непрерывную подачу проволоки.

Классификация автоматов

Классифицируют полуавтоматические сварочные устройства по роду защиты сварного шва:

  • аппараты для сваривания металла под флюсом;
  • полуавтоматические системы для сварки в среде инертных газов;
  • автоматы, где в качестве электродов используют специальную порошковую проволоку.

Заметим, что аппараты для сварки под флюсом уже довольно давно не используются в отечественной промышленности, так как варят полуавтоматом этого типа только по старым технологиям, которые уже редко встречаются в развитых индустриальных государствах. Куда более распространены и удобны сварочные полуавтоматы, технологический процесс которых предусматривает использование нейтральных газов. В частности, порошковой проволокой чаще всего варят именно так.

Кроме того, существует классификация по типу и характеристикам используемой в работе проволоки:
  • автоматы, в которых используется сплошной стальной электрод;
  • системы сварки сплошной алюминиевой проволокой;
  • универсальные модели (допускает использование обоих типов электродов).

Делятся сварочные аппараты и по характеру своей мобильности:

  • Стационарные модели нашли широкое распространение в среде тяжелой металлургической промышлености.
  • Их антиподами являются переносные разновидности, транспортировать которые может всего один человек.
  • Разумной альтернативой обоим вышеперечисленным вариантам являются мобильные модули, которые могут перевозиться на специальном автомобильном шасси. Так как варят полуавтоматом данного типа в полевых условиях, аппарат оборудуется максимально «живучими» комплектующими.

Следует учитывать, что современной промышленностью выпускаются сотни моделей полуавтоматических сварных систем, которые могут значительно различаться по своим характеристикам. С их помощью соединяют не только сталь, но также алюминий и прочие металлы. В цехах автомобильных заводов схожие механизмы задействованы на производстве кузовов.

Режимы полуавтоматической сварки

Так как сварщику, который работает с подобным оборудованием, ежедневно приходится иметь дело сразу с несколькими типами металлов, производители внедрили в свою продукцию разнообразные режимы сварки полуавтоматом. Среди них опытный специалист сможет подобрать тот, который идеально подходит для каждого конкретного случая. Давайте рассмотрим их основные разновидности:

  • Режим с коротким замыканием сварочной дуги и без него.
  • Крупно-, средне- и мелкокапельные виды.
  • Режимы с разбрызгиванием флюса и без него.
Использование того или иного типа зависит как от вида свариваемого металла, так и от назначения конкретной детали. Чтобы сварщикам было легче ориентироваться, существует также более подробная классификация:
  • цикличная сварка, когда используется короткая дуга;
  • точечный тип;
  • импульсная сварка;
  • вариант со струйным перемещением свариваемого металла;
  • сварка при условии непрерывного кругового переноса металла.

Если используется углекислота (смотрите выше), то в практических условиях чаще всего выбирают импульсно-дуговой режим. Как правило, ток постоянный, обратной полярности. В этом случае скорость расплавления металла не слишком высока, зато сварочная дуга куда стабильнее, а получившийся шов намного прочнее.

Что должно быть в комплекте?

В комплект аппарата должен входить трансформатор для питания, горелка и механизм для подачи сварной проволоки, кабели и рукава для подачи инертного газа, а также компьютеризованная система для управления сварочными процессами. Электрод в зону технологических операций подается автоматически, что выгодно отличает такие механизмы от полностью механических аналогов. Все прочие мероприятия сварщик выполняет вручную.

Достоинства полуавтоматических сварочных аппаратов

  • Огромным преимуществом является то обстоятельство, что можно сваривать металл, толщина которого не превышает 0,5 мм.
  • Ржавчина и даже довольно серьезные загрязнения свариваемого металла не являются препятствием для качественного выполнения работы.
  • Стоимость работы (в сравнении с другими типами сварки) очень низкая, так как стоимость основных расходных материалов невелика.
  • Важно, что при помощи полуавтомата на медной проволоке можно соединить детали из оцинкованной стали, причем само покрытие останется совершенно целым.

Слабые места технологии

  • Если нет возможности использовать инертный газ, металл достаточно сильно начинает «кипеть», причем брызги окалины разлетаются на приличное расстояние.
  • От открытой дуги идет достаточно сильное излучение, так что об этом моменте также не нужно забывать.

Где чаще всего используются полуавтоматы

Несмотря на некоторые отрицательные черты, полуавтоматы интенсивно используются в бизнесе по ремонту автомобилей. Чаще всего данная технология применяется при сварке стали, а также алюминия. В качестве инертного газа преимущественно применяют аргон. Кроме того, нередко сталь сваривают в углекислом газе.

Немного о подающем механизме

Мы уже упоминали о том, почему аппараты этого типа являются полуавтоматическими. Так как сварщик по роду своей работы будет вынужден постоянно работать с механизмом, который подает в рабочую область электрод (проволоку), будет нелишним узнать обо всех существующих типах такого рода приспособлений. На сегодняшний день таковых различают сразу три:

  • Тянущие разновидности.
  • Подающие механизмы толкающего типа.
  • Универсальные модификации: проволока для сварки полуавтоматом в этом случае может быть любой.

Начинаем работать

Как и в прочих случаях, которые так или иначе касаются работ со сварочными аппаратами, предварительно вам необходимо будет правильно настроить все ваше оборудование. Сперва следует подобрать силу тока, руководствуясь при этом толщиной свариваемого металла и инструкцией, прилагаемой к аппарату. Как правило, в документах имеется специальная таблица, в которой технология сварки подробно описана. Отметим, что при низком сварочном токе работа аппарата оставляет желать лучшего.

Руководствуясь этой же инструкцией, выставьте необходимую скорость подачи электрода к рабочей области. Ее можно регулировать, соответствующим образом подбирая сменные шестерни для редуктора. Обязательно проверьте силу тока и напряжение перед началом работы!

Если вы намереваетесь сваривать какое-то важное технологическое изделие, обязательно проверьте правильность всех выставленных установок на любом пробном образце. Соответственно, по результатам испытаний следует произвести окончательную регулировку (если в том есть необходимость). Если вы правильно настроили сварочный аппарат, наилучшим свидетельством тому будет ровная и устойчивая сварная дуга.

Можно ли варить полуавтоматом без инертного газа?

Вне всяких сомнений, при помощи инертного газа сварочные работы осуществляются с максимальным качеством. Вот только для частных лиц, которые редко пользуются сваркой, покупка целого баллона с газом экономически нецелесообразна. Реальна ли сварка полуавтоматом без газа?

Отличной альтернативой является флюсовая или порошковая проволока. В этом случае она сделана из стальной трубки, внутрь которой запрессован флюс. Когда он сгорает, над местом сварки образуется локальная зона, защищенная его парами. Учтите, что в этом случае обязательно должен использоваться прямой ток.

Вот так выполняется сварка полуавтоматом без газа.

Варим стальные изделия

Сперва выставляем на положение «Вперед» переключатель, который ответственен за подачу электрода (проволоки). Затем наполняем имеющуюся воронку флюсом. Важно! Держатель необходимо выставить таким образом, дабы подающий конец воронки был точно в сварочной зоне, так как в противном случае флюс пойдет не туда, и вы будете наблюдать за огромным количеством весело разлетающейся окалины.

Открываем заслонку на резервуаре с флюсом, после чего начинаем слегка чиркать электродом по месту сварки, одновременно нажимая на кнопку «Пуск». После этого появится дуга. Можно начинать работать.

А как выполняется сварка алюминия полуавтоматом?

Варим алюминиевые детали

Алюминий – металл, с точки зрения сварщиков являющийся очень сложным. На его поверхности имеется достаточно толстый слой амальгамы, которая не только препятствует обычной сварке металла, но и чрезвычайно быстро восстанавливается после любого контакта с кислородом воздуха. А потому желательно хорошо знать все аспекты этой работы, так как иначе сделать надежный и качественный шов на металле у вас попросту не получится.

Вот так осуществляется сварка алюминия полуавтоматом.

Полуавтоматическая дуговая сварка

Сразу заметим, что при таком способе работ допускается только лишь алюминиевая проволока, которую используют в качестве электрода. Учтите, что из-за своей мягкости она нередко образует петли в токосъеме, а потому придется использовать специальные их модели, рассчитанные именно на использование алюминия.

Чаще всего применяется сварка аргоном (полуавтоматом в этой среде работать удобнее), причем на качество газа следует обращать особое внимание. Давление выбрать сложнее всего: оно должно быть достаточным для надежной защиты сварной ванны, но в то же время не превышать предельных значений, так как в этом случае начинает проявляться подсос воздуха.

Какие задачи стоят перед сварщиком?

  • Сперва нужно тщательно очистить от грязи и краски все части деталей, предназначенных для сварки.
  • Остатки грязи обязательно нужно зачистить при помощи химических растворителей.
  • Как мы уже и говорили, следует сначала сделать пробный шов, так как настройки оборудования могут оказаться не слишком удачными.
  • Очень важно правильно подобрать силу тока и напряжение: слабый ток попросту не пробьет амальгаму. Кроме того, нужно очень внимательно подходить к защите сварочной ванны.

Все прочие операции ничем не отличаются от вышеописанных мероприятий.

В какой среде лучше всего сваривать кузовные детали автомобилей?

Исходя из опыта ведущих предприятий, мы бы настоятельно рекомендовали использовать при кузовном ремонте исключительно полуавтомат для сварки алюминия в среде углекислого газа. Такой подход имеет массу преимуществ, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, реальная зона термической деформации материала очень мала, что позволяет без проблем сваривать даже узкие детали, не опасаясь потери их внешнего вида. Даже если деталь уже была окрашена, пигмент выгорает локально, причем размер повреждений невелик. Это дает отличную возможность сэкономить на финишной покраске и подготовке детали к ней.

Даже сварка полуавтоматом нержавейки выполнятся очень быстро и с минимальным количеством отходов.

Скорость плавления проволоки при этом способе очень велика. Это предусматривает отличную производительность труда и высокое качество работы. Последнее обстоятельство тем лучше, что шов получается на редкость аккуратным и качественным. Кроме того, вам не придется отчаянно высчитывать доли миллиметров, стыкуя детали: потерь в металле очень мало, так что можно надежно сваривать даже совсем небольшие части.

Даже те соединения, которые составлены из элементов разной толщины, порадуют качеством сварного соединения. Следует добавить, что углекислота дешевая, а сварка инверторным полуавтоматом быстро осваивается даже не слишком опытными сотрудниками.

Технология сварки вертикальных швов

Мы не случайно вынесли эту тему в отдельный абзац. Дело в том, что тепло в этом случае поднимается снизу вверх, что препятствует качественной сварке. А потому все вертикальные швы варят строго сверху вниз. Горелку следует направлять немного вверх, так как в этом случае намного лучше удерживается необходимое для сварочной ванны тепло. Учтите, что сваривать нужно как можно быстрее, так как вам необходимо будет предупредить возникновение потеков расплавленного металла. Обязательно держите электрод на переднем краю ванны.

Вот как варят полуавтоматом. Удачной вам работы!

Сварка полуавтоматом для начинающих. Сварочный полуавтомат :: SYL.ru

Сварочный полуавтомат представляет собой наиболее удобный, практичный и многофункциональный аппарат для сварки. Самая важная его особенность – это способность соединять металл без усиления с привлечением дополнительных элементов, при этом работа может вестись с черными и цветными металлами. Для сварки используется аргон или углекислый газ. Принято считать, что подобное оборудование может с легкостью освоить даже новичок.

Принцип работы

Сварка полуавтоматом, если выражаться техническим языком, представляет собой процесс, который проходит в среде защищенных газов с привлечением плавящейся проволоки. К последней есть только одно требование – она должна быть сплошной в обязательном порядке. Инертный или углекислый газ должен поступать из газового редуктора в процессе работы бесперебойно, а его количество дозируется вручную или автоматически. Электрод характеризуется меньшим сопротивлением по сравнению с дугой, поэтому выделение тепловой энергии приводит к оплавлению поверхности, с которой осуществляется работа, – это может быть электрод или металл. Две части словно склеиваются при помощи жидкой металлической массы, отчего удается получить крепкий шов, являющийся одним из самых надежных.

Классификация оборудования

Если рассматривается сварка полуавтоматом, то необходимо сказать о профессиональной классификации, посредством которой это оборудование делится в соответствии с тремя принципами:

  • В зависимости от материала используемой проволоки: стальная, алюминиевая, универсальная.
  • В зависимости от типа защиты сварного шва: в среде газов, в самозащитной среде, которая создается порошковой проволокой.
  • По габаритам и возможности перемещения: стационарные, переносные, передвижные. Первые представляют собой приборы больших габаритов и соответствующей мощности, которые используются на заводах и промышленных предприятиях. Переносные изготавливаются специально для использования в быту. Передвижные представляют собой оборудование больших размеров, которое можно перемещать по цехам при необходимости.

Режимы сварки

Сварка полуавтоматом производится в таком режиме, который подбирается в зависимости от толщины металла. Для сваривания изделий толщиной 0,5-1,5 мм применяют электроды, диаметр которых составляет 6 мм. Работа с металлом толщиной более 5 мм проводится в два этапа. Чтобы добиться максимального качества шва, требуется накладывать каждый последующий слой строго на предыдущий. При работе с самыми тонкими металлическими частями требуется 5-7 литров газа в минуту. Работа с таким оборудованием полностью защищает железо от деформации. Достигается это за счет минимизации зоны теплового воздействия при высокой скорости сварки, благодаря чему данная технология выгодно отличается от всех остальных.

Сварка полуавтоматом для начинающих

Если учесть, что эта технология используется для соединения как тончайшего металла, так и достаточно толстых пластин, то стоит знать, что имеется несколько вариантов работы:

  • Стыковая. Такая сварка полуавтоматом весьма актуальна при проведении ремонта автомобиля, когда есть необходимость в частичной замене какой-то детали. При соединении зазоры между деталями должны полностью исключаться.
  • Внахлест – самый простой способ. Сварка алюминия полуавтоматом таким способом производится так: кусок металла кладется на подготовленную поверхность, а потом его заваривают. Для этого можно использовать как точечную сварку, так и сплошную.
  • По готовым отверстиям. Готовая заплатка с дырками приваривается к поверхности в нужном месте. Для соединения используются подготовленные отверстия.

Для работы потребуются

Итак, вне зависимости от того, каким из способов будет производиться сварка нержавейки полуавтоматом, необходимо иметь в наличии сам прибор, перчатки и защитную маску, а также терпение и сильное желание. Это в особенности пригодится, когда будет производиться стыковка вертикальных швов. Выполнение таких работ сопровождается тем, что горячий металл устремляется вниз, поэтому дуга должна быть более короткой. В этом случае сила напряжения приведет к тому, что металлические капли будут переходить в шов гораздо быстрее. Сварка нержавейки полуавтоматом должна производиться с обязательным отведением электрода от шва, чтобы капля могла застыть.

Работа с полуавтоматическим оборудованием

В этом случае работа мастера существенно облегчена. Поджиг дуги моментальный, не требуется постоянно менять электроды, готовый шов не нужно затирать от шлака. Если рассматривается сварка полуавтоматом при помощи газа, то можно сказать, что напряжение проволоки, созданное после включения прибора, дает ей возможность продвинуться сквозь газовое сопло. Под действием электрической дуги происходит ее расплавление. Далее тепловая энергия подается автоматически.

Сварочный инвертор в отличие от классических трансформаторных агрегатов можно подключать к обычной розетке. Сварка алюминия полуавтоматом возможна при условии использования специальных аппаратов, а не всех подряд.

Настройка работы аппарата

Каждый мастер самостоятельно должен выбрать, как он будет работать с этим оборудованием, то есть скорость работы и высоту шва. Большинство профессионалов способны настраивать оборудование на слух. Газ должен однородно и негромко шипеть, при этом он будет обдувать, а не дуть. Проволока должна быть выставлена вперед, тогда дуга не оборвется. Металл шва не должен закипать при работе. Если сварка полуавтоматом настроена верно, то процесс происходит без разрывов, а горение дуги остается ровным. Техника работы с прибором без газа отличается от описанной. Основное отличие тут состоит в необходимости использования специальной порошковой проволоки. Она изготовлена с добавлением кремния или марганца, а ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечивать защиту оборудования. Этот металл сгорает при нагревании, создавая защитную среду, где и создается нужный шов.

Ремонт автомобилей

Сварка нержавейки полуавтоматом может пригодиться и в ремонте автомобилей. Кузовная сварка должна проводиться максимально точно, при этом потери для общей плоскости металла должны быть минимизированы. Именно поэтому данное оборудование правильнее всего использовать для починки кузова. Углекислый газ, обеспечивающий защиту завариваемой поверхности от азота и кислорода, способен окислять метал. Чтобы этот процесс свести к минимуму, для проведения кузовных работ используется проволока, содержащая медь, марганец и кремний. Сварка полуавтоматом при работе с кузовом должна использоваться точечно, тогда качество швов будет наилучшим.

Выводы

Недешевое, но доступное для освоения оборудование — это сварочный полуавтомат. Сварка с его помощью возможна практически для любого металла, причем поверхность не будет повреждена. Он работает хорошо и качественно даже на загрязненной поверхности. Этот тип оборудования снабжен устройством для дуговой сварки, дающей возможность для качественного производства всех видов сварочных работ. Защитная газовая среда способна справиться со своей задачей даже при высокой температуре, за счет чего качество шва максимизируется.

Поиск и устранение неисправностей в системе подачи проволоки

Сварка

MIG (GMAW) и порошковая сварка (FCAW), обычно называемая «сваркой проволокой», дает возможность значительного повышения производительности по сравнению со сваркой штучной сваркой. Однако в системе подачи проволоки используется более сложная механическая система, чем в других, для подачи сварочной проволоки в сварочную ванну и подачи тока на проволоку, что приводит к большему количеству потенциальных проблем в работе сварочного оборудования.

Точное устранение этих проблем, когда они возникают, или, еще лучше, предотвращение их до их возникновения, имеет решающее значение для максимизации преимуществ, которые предлагают эти процессы.

В целях поиска и устранения неисправностей систему сварки проволокой можно разделить на три различные категории в зависимости от функции — подача проволоки, подача газа и передача электроэнергии. Отказ любой из этих систем приведет к неоптимальным характеристикам сварки, включая снижение производительности и увеличение времени простоя для повторной обработки плохих сварных швов.

ПОСТАВКА ПРОВОЛОКИ
Независимо от того, используете ли вы однотонные катушки, большие барабаны или большие мотки проволоки, механическая подача проволоки играет важную роль в определении качества дуги и свариваемости.Вы должны начать поиск и устранение неисправностей в системе, убедившись, что проволока не заблокирована где-либо на своем пути от натяжения катушки до контактного наконечника и везде между ними.

Натяжение ступицы
Важно не перетягивать натяжение ступицы, которое позволяет катушке с проволокой вращаться. На большом барабане с проволокой эту функцию может выполнять механизм, который движется вокруг катушки. Натяжение втулки — это просто средство предотвращения разматывания проволоки с катушки при остановке подачи проволоки.Это должно быть достаточно туго, чтобы проволока не разматывалась, когда вы перестаете подавать полную катушку на максимальной скорости подачи проволоки. Чрезмерное затягивание приведет к тому, что приводной двигатель будет работать тяжелее, чтобы только снять проволоку с катушки, и приведет к проблемам при сварке.

Проверка давления ведущего ролика
Давление ведущего ролика — очень распространенная проблема при сварке проволокой. Слишком свободно, и проволока не попадает в лужу. Слишком плотно, и вы можете раздавить проволоку и отслоить покрытие, деформировать проволоку, изнашивать ролики и повредить двигатель.

Покрытие из хлопьев заставит эти маленькие хлопья попадать в лайнер, что еще больше ограничит простую подачу проволоки в лужу. Деформированная проволока будет изнашивать канавки на контактном наконечнике, что ограничивает электрическую проводимость, а также ухудшает подачу. Изнашивайте рифленые поверхности роликов, и у вас будет слабое трение для правильной подачи проволоки. Чрезмерно затянутое натяжение ведущего ролика вызывает все эти проблемы в дополнение к чрезмерному давлению на ведущий вал, которое может привести к износу коробки передач или приводного двигателя из-за неправильной центровки.

Нет однозначного ответа относительно точного давления, необходимого для обеспечения надлежащего давления приводных валков. Натяжение приводного ролика следует отрегулировать так, чтобы оно не было слишком сильным, но не слишком ослабленным. Начните с очень слабого давления ведущего ролика. Увеличивайте давление только до тех пор, пока не станет очень трудно остановить выход проволоки из контактного наконечника. Используйте плоскогубцы или деревянный брусок, чтобы остановить подачу проволоки. Пройдите примерно пол-оборота дальше этой точки. Когда проволока фактически остановлена, ведущие ролики должны вращаться на проволоке, и птицы не должны гнездиться.

Проверка выравнивания приводных роликов
Приводные ролики можно отрегулировать из стороны в сторону, чтобы убедиться, что они совпадают с входной направляющей пистолета GMAW.

Проверьте впускные направляющие
Впускные направляющие должны быть подходящего размера для используемого провода. На них не должно быть бороздок — часто это вызвано перекосом или неправильным размером.

Проверка состояния лайнера
Футеровка пистолета должна быть подходящего размера для используемой проволоки, а также должна быть чистой и не содержать пыли и мусора.Чрезмерно натянутая проволока отслаивается и помещает излишки частиц внутрь лайнера, забивая его. Использование специальных смазок для проволоки также может привести к тому, что проволока станет «влажной», и на проволоке может скапливаться пыль, втягивающая ее в лайнер.

Производители проволоки уже должным образом подготовили поверхность проволоки для обеспечения максимальной подачи и добавления или даже вычитания, что может повлиять на качество сварки. Если вы настаиваете на использовании чего-нибудь для «смазки» или «протирания» провода перед тем, как он попадет в систему, лучше всего подойдет хлопчатобумажная ткань с прищепкой для одежды, чтобы не было загрязнения провода и пыли, чтобы не собираться на нем. мокрая »поверхность.Вкладыши изнашиваются и подлежат регулярной замене.

Состояние контактного наконечника
Часто проблемы с подачей можно решить, заменив контактный наконечник. Контактный наконечник может забиться из-за брызг или от прикосновения к сварочной ванне. Если проволока имеет канавки в контактном наконечнике, необходимо проверить натяжение приводного ролика.

ПОДАЧА ГАЗА
При MIG и дуговой сварке порошковой проволокой в ​​среде защитного газа может возникнуть ряд проблем, которые препятствуют подаче защитного газа в сварочную ванну, что приводит к пористости, избыточному разбрызгиванию, нестабильной дуге и другим дефектам. .Самое маленькое отверстие в газовом шланге может действовать как карбюратор и втягивать воздух, загрязняя сварной шов. Вот несколько шагов, которые необходимо предпринять для устранения предполагаемых проблем с защитным газом:

Проверка регулятора / расходомера
Датчик расхода в виде стеклянной трубки и шара может использоваться в качестве индикатора утечки газа. Если шар не падает на дно манометра, когда он не сваривается, это означает, что газ все еще течет, что указывает на утечку. Если используется циферблатный регулятор / расходомер, утечку можно обнаружить, нанеся мыльный раствор на все шланги и соединения.Выходящий газ вызовет образование пузырьков в мыльном водном растворе в месте утечки.

Помните, что газовые соединения и шланги после газового клапана должны проверяться при протекании газа. Во время этого процесса используйте функцию продувки. Кроме того, выключение цилиндра и наблюдение за медленным падением стороны высокого давления также укажет на наличие утечки в системе.

Проверить расход газа
Больше не обязательно лучше. Расход газа обычно составляет от 30 до 50 CFH (кубических футов в час).Более низкие скорости потока могут привести к неадекватной защите, что приведет к пористости. Более высокие скорости потока могут вызвать проблемы, когда окружающая атмосфера может втягиваться в защитный газ, обеспечивая подачу загрязненного защитного газа, что также приводит к пористости.

Проверка состояния пистолета
Проверьте уплотнительные кольца на конце сварочного пистолета, где он крепится к направляющей механизма подачи проволоки. Если одно или оба уплотнительных кольца отсутствуют, треснуты, выдолблены или изношены, может произойти утечка защитного газа или втягивание атмосферы, что в обоих случаях приведет к снижению производительности сварки.

Проверьте газовые порты диффузора и сопла некоторых марок расходных материалов. Эти отверстия также могут забиваться брызгами и ограничивать поток защитного газа в сварочную ванну. Эти компоненты следует проверять несколько раз в течение дня, даже если проблемы с защитным газом не возникают.

Внутри кабеля пистолета находится шланг, который содержит как лайнер, так и защитный газ. Этот шланг также может выйти из строя из-за чрезмерного использования, и внутри кабеля могут образоваться отверстия, через которые может выйти газ, и вы никогда этого не увидите.Эта проблема в основном вызвана использованием слишком маленького пистолета для силы тока, используемой для сварки, и постоянного изгиба пистолета во время использования.

Внутренний диаметр сопла сварочной горелки также может влиять на подачу защитного газа. Если диаметр сопла слишком мал, а поток газа установлен слишком большим, может возникнуть эффект типа Вентури, втягивающий атмосферу и загрязняющий подачу газа. Кроме того, если сопло слишком велико в диаметре или контактный наконечник выступает слишком далеко от конца сопла или если расстояние между контактным наконечником и рабочей поверхностью слишком велико, это может повлиять на покрытие защитным газом.

ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Без хорошего электрического потока между источником питания, механизмом подачи проволоки, подводящим кабелем и рабочим кабелем вы можете столкнуться с множеством проблем, включая разбрызгивание дуги, чрезмерное разбрызгивание и снижение срока службы оборудования. Лучший способ избежать этих проблем или устранить их, если они возникают, — это убедиться, что все электрические соединения между сварочными компонентами надежны и надежны.

Сопротивление — это «неизвестная» сварочная переменная и самая большая причина несоответствий в любой сварочной системе.Пистолет MIG постоянно изгибается и скручивается при нормальной эксплуатации. Это, в сочетании с теплом от сварочного аппарата, со временем разрушает медь в пистолете. Если вы обнаружите, что включаете свою машину с того дня, когда все было новым и правильным для достижения того же результата, у вас, вероятно, проблема с сопротивлением.

Необходимо проверить все электрические соединения сварочных и рабочих кабелей. Все соединения должны быть чистыми и плотными. Между медными наконечниками и поверхностями соединения не должно быть краски, ржавчины или шайб любого типа.Убедитесь, что все обжимы сварного кабеля и наконечников затянуты.

Нагрев является хорошим признаком плохого электрического соединения. Через некоторое время после сварки ячейки проверьте все точки подключения и сварочные кабели на нагрев. Если соединения или кабели кажутся горячими, это, вероятно, указывает на то, что в цепи слишком большое электрическое сопротивление. Это может быть вызвано ненадежными или неисправными соединениями, кабелями, которые слишком малы для приложения, или внутренним разрывом кабеля.Кабель, который слишком мал для применения, скорее всего, будет горячим по всей своей длине, а из-за обрыва кабеля он может нагреться в определенной точке.

Контактный наконечник — еще один распространенный источник прерывания электрического тока. Сварочный ток должен проходить через это соединение в проволоку, поэтому он должен плотно прилегать к диффузору и обеспечивать хороший контакт со сварочной проволокой. Признаком неплотного соединения является обесцвеченный контактный наконечник в месте его соединения с диффузором.В этом случае замените наконечник на новый и убедитесь, что он плотно прикреплен к диффузору.

Хотя для того, чтобы перечислить все проблемы, которые потенциально могут возникнуть при сварке проволокой, и их возможные причины, потребуется целая книга, следование приведенным выше рекомендациям должно помочь вам добиться успеха в сварке.

7 причин появления брызг и способы их устранения

Сварка МИГ характеризуется искрами и брызгами, разлетающимися повсюду. В фильмах это выглядит отлично, но когда мы делаем сварку, мы понимаем, что брызги — это плохо.Это создает больше работы за счет увеличения времени очистки, расходует материал и может обжечься, если вы не носите подходящие СИЗ. Устранить разбрызгивание при сварке MIG практически невозможно, но мы, безусловно, можем уменьшить его, понимая, что его в первую очередь вызывает.

Большинство из нас не имеют возможности покупать новейшее сварочное оборудование для устранения брызг. Мы должны сваривать то, что у нас есть. Поэтому мы не будем говорить о том, как оборудование может помочь устранить брызги.Этот список — это элементы, которые вы можете изменить прямо сейчас и бесплатно.

7 причин разбрызгивания:

1. Неправильные настройки — неисправные процедуры вызовут разбрызгивание. Сила тока, напряжение и электрические характеристики имеют решающее значение.

Сила тока в GMAW определяется скоростью подачи проволоки. Слишком высокий рабочий ток вызовет разбрызгивание. Чтобы исправить это, либо уменьшите силу тока, уменьшив скорость подачи проволоки, либо увеличив напряжение.

Как указано выше, если напряжение слишком низкое, уровень разбрызгивания увеличится.Увеличивайте напряжение, пока брызги не уменьшатся.

  • Электрическое вырывание (ESO):

Электрический вылет — это расстояние от контактного наконечника до обрабатываемой детали. При сварке с миграцией вы хотите быть около 3/4 дюйма. Немного больше для большой силы тока. Чрезмерный вылет несколько увеличивает разбрызгивание, но создает более серьезные проблемы (пористость из-за отсутствия защитного газа и непроницаемости).

2. Слишком большой рабочий угол — ведутся споры о том, следует ли толкать или тянуть при сварке MIG.Независимо от того, что вы предпочитаете, убедитесь, что ваш рабочий угол перетаскивания (тяги) или толкания не превышает 15 градусов. Иногда нет выбора, если охват является проблемой. Но когда вы можете контролировать, не превышайте 15 градусов. Крутые углы создают много брызг.

3. Поверхностные загрязнения — ржавчина, масло, краска и другие поверхностные загрязнения образуют брызги. Перед сваркой как можно лучше очистите поверхности.

4. Режим переноса металла — Короткая дуга и сферический перенос — это режимы переноса металла, при которых образуется много брызг.Чтобы значительно уменьшить разбрызгивание, необходимо добиться распыления. Для этого вам понадобится как минимум 83% аргона в вашей защитной смеси (обычно 90/10). Тем не менее, вы также должны быть выше переходных токов для диаметра используемого вами провода. Меньшие машины на это не способны.

5. Беспорядочная подача — когда механизм подачи проволоки не может подавать проволоку с постоянной скоростью, будут колебания силы тока, которые сильно повлияют на дугу, вызывая большое количество брызг.Убедитесь, что у вас нет проблем с кормлением. Чтобы получить помощь в решении этой проблемы, см. «Устранение неполадок при нестабильной подаче проволоки».

6. Качество расходных материалов — некоторые приложения могут работать с большим количеством брызг, другие — нет. В роботизированных приложениях и других ситуациях, когда стабильность проводов критична, избегайте дешевых и некачественных проводов. Одна катушка или барабан могут быть одинаковыми, но для нескольких катушек или барабанов могут быть различия в диаметре проволоки, медном покрытии и химическом составе.К сожалению, AWS позволяет использовать такой широкий спектр химикатов, что даже вешалку для одежды можно превратить в мигрирующую проволоку. Лучшие производители придерживаются собственных диапазонов и допусков и, таким образом, производят лучший продукт.

7. Плохой защитный газ — Это очень редко, но защитный газ низкого качества может повлиять на уровень разбрызгивания. Чаще встречается неправильная маркировка (то есть получение 75/25 на баллоне с этикеткой 90/10), но даже это бывает редко. Чем выше содержание аргона, тем ровнее дуга.100% углекислый газ дешев и обеспечивает хороший профиль проникновения, но создает много брызг.

Если вам кажется, что избавление от брызг кажется слишком сложным, посмотрите, во что это может вам обойтись: Реальная стоимость сварочных брызг

Напоследок пару слов о защите от брызг. Защита от брызг не устраняет и не предотвращает разбрызгивание. Он просто позволяет брызгам соскальзывать с материала, а не прилипать к нему. Использование чрезмерного количества может вызвать другие проблемы, такие как пористость.Это неплохо использовать, но в первую очередь выясните, что вызывает разбрызгивание, и позаботьтесь об этом.

Источники: AWS D1.1 / D1.1M: 2015 Кодекс структурной сварки (сталь)

Руководство по дуговой сварке, 14-е издание

Weld Tech 101 | Изучите основы, чтобы начать сварку

Вы когда-нибудь смотрели на свой телефон и думали: «Как, черт возьми, я выжил до этого удивительного изобретения?» Серьезно, я, вероятно, знаю телефонные номера двух или трех человек и получаю пошаговые инструкции по крайней мере до 50 процентов мест, куда я бываю.Отложите в сторону постоянный социальный контакт через звонки и текстовые сообщения и просто подумайте о том, насколько полезен ваш телефон, — это потрясающе, что люди функционировали до смартфонов.

До появления смартфонов с GPS и голосовыми командами люди находили решения своих повседневных проблем. Будь то написание писем или использование старых добрых печатных карт, люди придумали, как это сделать. Так же, как этот старый школьный способ решения проблем, люди также соединяли металлы перед сваркой.Будь то крепеж (болты, шпильки, заклепки), пайка или пайка, вы можете прикрепить два куска металла. Но сварка позволяет взять два куска металла и фактически сделать их одним целым.

Текст и фото Сами Шараф // Иллюстрации Поля Лагетта // Сварка Лена Хига в магазине Sleepers Speed ​​Shop


Сварка — это процесс соединения одинаковых металлов путем плавления двух частей вместе. Есть разные способы сварки; некоторые полагаются на электричество для генерации дуги, в то время как другие воспламеняют газ для выработки тепла.То, что на самом деле происходит во время процесса сварки, сводится к нагреву металлов до их температур плавления, пока они не расплавятся (а затем остынут) как одно целое.

Компоненты, составляющие процесс сварки, начинаются с использования сварочного аппарата. Сварщик создает тепло, в результате чего образуется лужа расплавленного металла. Глубина плавления называется проникновением. Очень важно иметь надлежащую глубину проплавления для функционального соединения металлов. Сварной шов без проплавления просто не выдержит и в конечном итоге сломается.Наконец, наплавленный сварной шов называется валиком, который часто накапливается на поверхности детали.

Если в старших классах вы посещали автомастерскую или металлообрабатывающую мастерскую, то, вероятно, вы помните кислородно-ацетиленовую сварку. Кислородно-ацетиленовая сварка, вероятно, станет первым процессом, которому научатся начинающие сварщики и производители. Кислородно-ацетилен сжигает газообразный ацетилен, образуя горелку, способную нагреть металл до точки плавления. Добавление газообразного кислорода при сгорании газообразного ацетилена создает температуру пламени, превышающую 5500 градусов, что позволяет нагревать многие типы металлов.Этот универсальный процесс прост и портативен, поскольку он не требует электричества, а также может использоваться для сварки, нагрева, резки и пайки всех типов металлов путем замены насадок или наконечников.

Все три других основных типа сварки используют электричество для генерации дуги, которая в конечном итоге нагревает металлы выше их температуры плавления для получения сварного шва. Электродуговая сварка палкой или экранированным металлом (SMAW) — это процесс сварки, при котором возникает дуга между металлическим электродом с покрытием и заготовкой.Металлический электрод (откуда и происходит термин «палочка») покрыт флюсом, который плавится во время сварки с выделением диоксида углерода.

Углекислый газ действует как защитный газ для защиты расплавленного металла от загрязнения, в первую очередь от кислорода и водяного пара, которые могут ослабить сварной шов. Несмотря на то, что этот процесс требует более высокого уровня координации, чтобы правильно залить бортик лужей, это эффективный процесс при работе с нечистым материалом или материалом, содержащим ржавчину.

MIG или сварка в среде инертного газа теперь также известна как газовая дуговая сварка металла (GMAW).Этот процесс нагревает металлы до точки плавления с помощью электрической дуги. Дуга возникает между непрерывной плавящейся электродной проволокой и заготовкой. Газовая часть этого метода используется в качестве защитного газа. Таким образом, он течет из самого сварочного пистолета, чтобы защитить дугу от загрязнений. Благородный газ, обычно аргон, используется, поскольку он не вступает в реакцию во время горения, удерживая кислород и водяной пар подальше от сварного шва. Помимо аргона, часто используется газообразный гелий из-за его аналогичных инертных свойств, но меньшей стоимости.

Многие считают, что сварка MIG — это самый простой для освоения вид сварки, и часто к этому процессу прибегают, поскольку он позволяет ускорить рабочий процесс. Еще одно преимущество сварки MIG заключается в том, что металл не должен быть таким чистым, как сварка TIG. С учетом сказанного, этот щадящий процесс, как известно, является грязным, поскольку производит больше искр, дыма и дыма, чем сварка TIG.

TIG (вольфрамовый инертный газ) или газовая вольфрамовая дуговая сварка (GTAW) использует неплавящийся вольфрамовый электрод для создания электрической дуги на обрабатываемой детали.Инертный газ, используемый для защиты, также обычно является аргоном. Защитный газ защищает зону термического влияния, расплавленный металл и вольфрамовый электрод. Этот универсальный сварочный процесс лучше всего подходит для сложных сварочных работ на таких металлах, как углеродистые и низколегированные стали (например, хромомолибденовые трубы 4130), нержавеющая сталь различных марок, инконель, алюминий, магний и титан. Основным недостатком сварки TIG является то, что это относительно медленный процесс. Кроме того, для обеспечения эффективности сварки TIG обычно необходимо обеспечить чистоту свариваемого материала, поскольку примеси могут снизить прочность сварного шва.В зависимости от свариваемого материала и его толщины процесс сварки TIG можно варьировать в зависимости от полярности электрода. Текущие настройки могут изменить полярность на отрицательную постоянную, положительную или переменную. При сварке TIG отрицательным током на постоянном токе заготовка нагревается сильнее, что обеспечивает более глубокий провар. Для более тонких металлов, которые не требуют такого большого проникновения, положительный ток постоянного тока подает больше тепла на вольфрамовый электрод. Сварка TIG на переменном токе используется для обработки цветных металлов, чтобы очистить сварной шов от загрязнений.

После того, как вы выбрали сварщика и освободили чистую и безопасную рабочую зону, вам понадобится пара средств защиты, чтобы начать сварку.

Сварочный капюшон (маска или шлем)

Сварочный кожух используется для защиты головы, лица, шеи и глаз сварщика от ожогов, УФ-излучения, искр, ИК-излучения и тепла.

НИКОГДА не смотрите на сварочную дугу невооруженным глазом — сетчатка глаза легко повреждается. Взгляд на сварочную дугу может вызвать что угодно — от легкого дискомфорта до необратимой потери зрения.

Перчатки

Высококачественные перчатки, устойчивые к воздействию тепла и огня, сохраняя при этом маневренность, незаменимы для любого сварщика.

Куртка, рубашка и / или фартук

Многие сварщики предпочитают использовать специальную одежду для сварки, огнестойкую, защищающую от брызг и снижающую поглощение тепла при сохранении комфорта. Этого можно добиться, надев сварочные рубашки с длинными рукавами, куртки и / или фартуки.

Еще одним привлекательным вариантом для начинающих сварщиков является сварка порошковой проволокой.Этот процесс похож на конфигурацию «клеевого пистолета» при сварке MIG, за исключением того, что он не требует внешнего защитного газа для защиты сварного шва от загрязнений. Сварочные аппараты с флюсовой сердцевиной имеют полый проволочный электрод с непрерывной подачей, который содержит флюсовый состав. Во время процесса сварки флюс реагирует с дугой, выделяя диоксид углерода и выступая в качестве защитного газа. Благодаря встроенным защитным свойствам сварка с флюсовой сердцевиной идеально подходит для наружных работ (для вентиляции дыма) и для обработки металлов, которые не обязательно являются чистыми.

Положительным моментом этого процесса является то, что многие производители сварочного оборудования разработали машины, которые могут работать как традиционные сварочные аппараты MIG, так и сварочные аппараты с флюсовой проволокой. Обратной стороной этого процесса является то, что сварные швы не выглядят такими чистыми, как сварка MIG. Это может быть связано (в некоторой степени) со слоем шлака, который накапливается поверх сварного шва, который необходимо будет либо сколоть, либо отшлифовать, когда сварной шов остынет.

Сварка может быть опасной, если не будут приняты соответствующие меры.Чтобы защитить себя и окружающих, помните о следующих десяти мерах безопасности до, во время и после сварки.

Выбрать сварщика по типу металла

Сварка — сложный и многогранный предмет, освоение которого может занять всю жизнь. Знание основ — хорошая отправная точка. Отсюда используйте любые доступные вам ресурсы, будь то ваш сосед, который ремонтирует сельскохозяйственное оборудование, или производитель в вашей местной тюнинговой мастерской, здесь можно получить множество знаний, полученных из опыта.Из этой статьи вы должны больше познакомиться с основными процессами сварки и теоретическим пониманием соединения металлов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *