Пусковое устройство переносное устройство: 10 лучших пусковых устройств для автомобиля – рейтинг 2020

Содержание

▷ Как выбрать пуско-зарядные устройства

Cтатьи, обзоры, полезные советы

Тип

Тип определяет общее назначение пускозарядного устройства.

— Зарядное устройство. В соответствии с названием, такие агрегаты предназначены для зарядки «севших» аккумуляторных батарей. Штатно автомобильные аккумуляторы подзаряжаются от бортовой сети авто при работе двигателя, однако данный вариант не даёт достаточных гарантий: батарея может разрядиться от долгого стояния в гараже, от пребывания на холоде, из-за оставленных включёнными фар и т.п. Зарядные устройства позволяют привести аккумулятор в норму при подобных неприятностях: они преобразовывают переменный ток из сети 220 В в постоянный, с необходимыми для зарядки параметрами.

— Пусковое устройство (бустер). Агрегаты, предназначенные для запуска двигателя при невозможности использовать для этого аккумуляторную батарею — если она села или вышла из строя. Такие устройства будут полезны в случаях, когда нет времени или возможности заряжать штатный аккумулятор (в частности, когда «ехать нужно прямо сейчас»).

Обычно в бустере имеется собственная батарея или суперконденсатор, что позволяет применять такие устройства независимо от розеток (см. «Емкость встроенного аккумулятора»). Также отметим, что некоторые «пускачи» предусматривают также использование в качестве зарядного устройства для различных гаджетов и оснащаются соответствующими разъемами — USB либо DC (об обоих см. ниже).

…> — Пуско-зарядное устройство. В данную категорию включены модели, сочетающие возможности описанных выше типов и способные работать как в режиме зарядного, так и в режиме пускового устройства. Такие агрегаты наиболее универсальны, однако и стоят, как правило, соответственно.

— Автоматическое ЗУ. Специфическая разновидность зарядных устройств (см. выше), построенная на основе продвинутых управляющих схем с использованием микропроцессоров. Такая конструкция даёт значительно больше возможностей, чем в обычном «заряднике». Так, автоматические ЗУ могут выпускаться в расчёте на специфические типы батарей, имеющие особые требования к процедуре заряда. Некоторые модели допускают подключение сразу двух источников энергии, с автоматическим выбором оптимального варианта; такая возможность незаменима при использовании альтернативных источников энергии, характеристики питания в которых могут постоянно меняться (например, солнечных батарей или ветряных генераторов). В конструкции даже могут предусматриваться температурные датчики, оптимизирующие режим работы в зависимости от температуры окружающей среды. Главный недостаток автоматических ЗУ — высокая стоимость (притом что для большинства классических автоаккумуляторов упомянутые достоинства особо не важны).

Работает с аккумуляторами

Номинальное напряжение аккумуляторов, с которыми может работать устройство. Для бустеров (см. «Тип») в данном случае указывается напряжение, которое «пускач» может выдавать на выходе в режиме запуска двигателя.

— 6 В. Напряжение, встречающееся в некоторых мотоциклах, скутерах, квадроциклах и другой аналогичной технике.

— 12 В. Стандартное напряжение аккумуляторов (и бортовых сетей) легковых авто, а также легких грузовиков и микроавтобусов.

— 24 В. Напряжение, применяемое преимущественно в фурах, автобусах и другой тяжелой технике. Также встречается в некоторых тяжелых внедорожниках.

Пусковой ток

Номинальный пусковой ток пускозарядного устройства или бустера (см. «Тип»).

В данном случае подразумевается ток, который устройство в режиме запуска двигателя может выдавать в течение сравнительно долгого времени (как минимум 30 с, а то и больше). Этот показатель должен быть не ниже номинального пускового тока, потребляемого стартером авто — иначе устройству попросту не хватит мощности для эффективной прокрутки стартера и запуска двигателя. Информацию о необходимом пусковом токе можно уточнить по документации на машину, либо по характеристикам аккумулятора, который стандартно в ней используется. Для большинства легковых авто этот показатель лежит в диапазоне от 200 до 400 А; менее мощные пусковые устройства предназначаются в основном для мотоциклов и другого аналогичного транспорта, а более мощные — для автобусов, фур и другой тяжелой техники, среди таких «пускачей» встречаются модели на 400 – 600 А и даже более.

Пиковый пусковой ток

Пиковый пусковой ток пускозарядного устройства или бустера (см. «Тип»).

Пиковым называют наибольший ток, который устройство может без проблем выдать в течение короткого времени (1 – 2 с). Этот ток заметно больше номинального пускового (см. выше), что соответствует формату работу автомобильного стартера: начиная раскручиваться, стартер потребляет очень высокий ток, который, однако, почти сразу же снижается.

Пиковый пусковой ток ПЗУ или бустера должен быть не ниже пикового пускового тока стартера. Уточнить последний можно по документации к авто, либо по характеристикам штатно используемого автоаккумулятора.

Мин. сила тока при зарядке

Наименьшая сила тока, которую пускозарядное устройство способно обеспечить в режиме зарядки. Подробнее см. «Макс. сила тока при зарядке».

Данный параметр в нашем каталоге указывается только для тех моделей, которые имеют несколько регулировок по силе тока (см. ниже).

Макс. сила тока при зарядке

Наибольшая сила тока, которую пускозарядное устройство способно обеспечить в режиме зарядки. Для моделей, имеющих одну регулировку силы тока (см. ниже), ее значение также указывается в данном пункте.

Разные модели аккумуляторов могут различаться по параметрам зарядки, в т.ч. по оптимальному диапазону силы тока. Соответственно, выбирать зарядное устройство стоит с таким расчётом, чтобы оно соответствовало этому диапазону. Подробные рекомендации по выбору можно найти в специальных источниках — в частности, документации к аккумуляторным батареям.

Регулировок силы тока

Количество регулировок (фиксированных настроек) силы тока, предусмотренное в конструкции пускозарядного устройства.

Одна регулировка означает, что устройство способно выдавать ток строго фиксированной силы. А если регулировок несколько, то чем их больше — тем точнее можно подстроить параметры работы под конкретный аккумулятор, тем меньше вероятность, что оптимальное значение силы тока попадет в промежуток между двумя регулировками.

Кроме того, существуют две специфических разновидности регулировки — автоматическая и плавная.

Плавная настройка позволяет выбрать практически любое значение силы тока в пределах диапазона регулировки; точность настройки при этом может достигать десятых, а то и сотых долей ампера. С другой стороны, такая регулировка наиболее требовательна к знаниям и навыкам пользователя: нужно точно знать параметры заряжаемой батареи и строго следить за соблюдением режима зарядки. Противоположным вариантом является автоматическая регулировка — когда зарядник самостоятельно определяет и выставляет необходимое значение силы тока. Этот вариант максимально удобен и прост — от пользователя могут потребоваться разве что некоторые базовые настройки, например, уточнение типа заряжаемой батареи. При этом в некоторых моделях автоматика может не только изначально выставлять оптимальную силу тока, но и регулировать ее…в процессе зарядки в зависимости от состояния батареи, обеспечивая наиболее эффективный и щадящий режим заряда.

Емкость заряжаемого аккумулятора

Емкость аккумуляторов, для зарядки которых может использоваться пускозарядное устройство. Как правило, современные агрегаты рассчитаны не на одно конкретное значение, а на диапазон емкостей, что значительно облегчает подбор по необходимым параметрам.

Отметим, что хотя несоответствие заряжаемой батареи по емкости не столь критично, как по току или по напряжению, однако это не значит, что на данный параметр не нужно обращать внимание. И слишком емкий, и слишком «мелкий» аккумулятор приводят к работе пускозарядного устройства в нерасчетном режиме, что вредно как для «зарядника», так и для батареи, и может даже привести к авариям.

Емкость встроенного аккумулятора

Емкость собственного аккумулятора, предусмотренного в конструкции пускозарядного устройства.

Собственным батареями оснащаются, как правило, специализированные пусковые модели (см. «Тип»). Основное назначение такого аккумулятора — обеспечить питание, необходимое для запуска двигателя, в случае отсутствия рядом сети 220 В (например, на стоянке или во время дальней поездки с неисправным бортовым аккумулятором).

Однако в некоторых агрегатах аккумулятор отвечает за другие функции — например, работу встроенного компрессора или фонарика, питание зарядных портов для электронных гаджетов и т.п.

В любом случае чем емче аккумулятор — тем дольше устройство способно проработать и тем больше задач оно может выполнить на одном заряде. К примеру, самые скромные агрегаты допускают всего один запуск двигателя без перезарядки, а мощные высококлассные модели способны выдать уже 3 – 4 пуска. С другой стороны, емкие батареи заметно сказываются на весе и цене «пускача».

Функции и возможности

— Вольтметр. Прибор, измеряющий рабочее напряжение устройства. Конкретное назначение такого прибора зависит от типа устройства (см. выше) и формата его применения. Так, при пуске вольтметр обычно отображает напряжение на выходе устройства, а при зарядке может отслеживать текущее напряжение аккумуляторной батареи. В любом случае данная функция обеспечивает дополнительную информацию о параметрах работы.

— Амперметр. Прибор, измеряющий силу тока, выдаваемого устройством. Чаще всего данная функция применяется при зарядке аккумуляторов, для контроля параметров процесса. Однако есть приборы, позволяющие отслеживать ток в процессе запуска двигателя.

— Индикатор зарядки. Указатель, отображающий уровень заряда автоаккумулятора, подключенного к устройству. Конкретное устройство и функционал такого индикатора могут быть разными: в одних моделях он сигнализирует лишь об окончании зарядки, в других — позволяет отслеживать уровень заряда в течение всего процесса и даже определять приблизительное время до окончания. Как бы то ни было, подобный индикатор облегчает слежение за процедурой зарядки — в частности, позволяет безошибочно определить, когда процесс закончен и аккумулятор готов к использованию.

— Восстановление (десульфатирование). Режим восстановления пластин свинцово-кислотного аккумулятора, покрывшихся кристаллическ…ими отложениями сульфатов. Отметим, что само по себе отложение сульфатов — нормальный процесс, происходящий при разрядке батареи; при зарядке эти отложения, имеющие пористую структуру, разрушаются. Однако если батарея долгое время хранилась в разряженном виде, сульфаты из пористой формы переходят в кристаллическую, и обычная зарядка неспособна их разрушить. В итоге характеристики батареи значительно ухудшаются, вплоть до полной непригодности к использованию. Для устранения таких отложений используется режим восстановления. Его суть заключается в том, что на аккумулятор подаются импульсы специально подобранного формата, которые разрушают слой сульфатов и восстанавливают свойства батареи.

— Защита от перезарядки. Защита заряжаемой батареи от перезарядки — ситуации, когда заряженный до 100 % аккумулятор продолжает находиться под током. Такая ситуация приводит не только к излишнему расходу электроэнергии, но и к порче батареи. Во избежание этого во многих устройствах предусматривается авто

Рейтинг пускозарядных устройств для автомобилей 2020 года

Чтобы запустить двигатель машины, используется стартер, прокручивающий коленчатый вал. Напряжение на стартер подается от аккумулятора под капотом. Ток, потребляемый в момент пуска, составляет порядка 400 А, исправный двигатель заводится через 2-3 секунды. Когда мотор работает, вся электроника питается от генератора, одновременно пополняется заряд аккумуляторной батареи.

Если аккумулятор не новый или машина долго стояла без движения, заряд уменьшается, его может не хватить для запуска двигателя. В этом случае у водителя есть три варианта действий:

  1. Купить и установить новую батарею;
  2. Снять тяжелый аккумулятор и зарядить его дома;
  3. Использовать пусковое устройство.

Пусковые устройства бывают стационарные и мобильные. Переносные гаджеты вызывают особый интерес, граничащий с недоверием пользователей. Можно ли запустить двигатель от карманной батарейки? При правильном использовании – да. Чтобы рассеять сомнения, мы подготовили рейтинг портативные пусковые устройства для автомобилей, 10 самых лучших.

Пускозарядное устройство (ПЗУ) представляет собой накопитель энергии, способный выдать большой ток за короткое время. Бывают конденсаторного типа (BERKUT Specialist JSC-800C) или на основе Li-Pol аккумуляторов.

Как работает ПЗУ:

  • Встроенная батарея заряжается от бытовой сети;
  • С помощью крокодилов ПЗУ соединяется с клеммами аккумулятора;
  • Нажатием кнопки на ПЗУ, на цепи автомобиля подается напряжение;
  • Водитель включает зажигание, стартер питается от ПЗУ и вращает коленвал;
  • После старта двигателя ПЗУ необходимо отключить.

В момент пуска через силовые провода протекает ток в сотни ампер. Чтобы исключить нагрев, жилы должны быть толстые, контакты надежными, управляющая схема должна защищать от замыканий, перегрева и отключать ПЗУ после успешного пуска. Подвальные фабрики дядюшки Ляо на этом экономят, дешевые ПЗУ горят и плавятся.

90% продаваемых ПЗУ – это пауэрбанки со встроенным аккумулятором, инженеры производителей добавляют возможности зарядки смартфонов, фонарики, мигалки и прочие обвесы.

Для старта двигателя решающее значение имеет пусковой ток, именно его должно обеспечить ПЗУ. Требуемая величина тока изменяется в широких пределах и зависит от:

  • Типа двигателя – бензин или дизель. Дизельный мотор потребляет больше;
  • Объема цилиндров — чем больше, тем выше потребный ток;
  • Температуры окружающей среды – зимой токи увеличиваются в 2-3 раза.

Примерная оценка пусковых токов такая:

  • Мотоцикл – 80-100 А;
  • Малолитражка – 100-150 А;
  • Вазовская классика 1,5л – 150-200А;
  • Дизель седана 2-3 л – 200-300 А;
  • Дизель внедорожника 5-6 л – 300-400 А;
  • Грузовик – 400-500 А;
  • «Камаз» 12 л – 1000 А.

Чем больше емкость встроенной в ПЗУ батареи, тем больший заряд может выдать прибор в единицу времени. Еще один параметр – рабочее напряжение, может быть 12 В и 24 В – для сети грузовых машин. Важно уточнить рабочую температуру ПЗУ – не все могут работать при минусе за окном. Ключ на старт, поехали.

Портативные пусковые устройства: разновидности и особенности

На сегодняшний день наличие у автомобилиста портативного пускового устройства не считается роскошью, а больше стало необходимостью.   Без этого функционального оборудования просто нельзя обойтись, особенно если речь заходит об автомобилях отечественного производства. Как известно, в зимний период многие машины не способны работать в нормальном режиме. Снижение столбика термометра до низких температур негативно отражается практически на всех системах автомобиля. Однако гораздо чаще остальных неприятных случаев зимой происходит разрядка автомобильного аккумулятора.  Происходит это как всегда не вовремя, причем застраховаться от такого стечения обстоятельств никто не может. Портативное пусковое устройство в таком случае может стать настоящей палочкой-выручалочкой. С его помощью можно привести в действие охлажденный мотор и полностью подзарядить аккумуляторную батарею.

Как работает портативное пусковое устройство?

По своему принципу функционирования существует четыре вида пусковых устройств:

  • Импульсные;
  • Трансформаторные;
  • Аккумуляторные;
  • Конденсаторные.

В импульсных портативных пусковых устройствах работа базируется на напряжении, которое проходит импульсное преобразование. Напряжение повышается за счет воздействия высоких частот, а затем снижается, благодаря чему и происходит преобразование. Такое оборудование имеет небольшую мощность и может быть использовано как штатный аккумулятор. В трансформаторных устройствах принцип понижения напряжения происходит трансформатором. Такие схемы имеют высокую мощность и отличаются отличным пусковым током. Аккумуляторные пусковые устройства  могут иметь как бытовое, так и профессиональное назначение. Бытовые имеют небольшой АКБ и встроенное зарядное устройство. Профессиональные варианты имеют большую емкость батареи. Что касается конденсаторных, то они не слишком удобны в плане использования. Такие пусковые устройства необходимо сначала подзаряжать, а лишь потом приступать к запуску с их помощью мотора.

Лучшие виды портативного зарядного оборудования

Напомним, что портативное пусковое устройство помогает автомобилисту запустить мотор в той ситуации, когда подсел аккумулятор. Также такой тип устройство может быть использован и с целью подзарядить ноутбук и другие современные девайсы. Во многом эта способность пусковых устройств и обусловливает их высокую популярность. Чтобы понимать, какие из представленных вариантов пусковых устройство действительно заслуживают внимания, предлагаем остановится на самых лучших по мнению пользователей устройствах. Ими стали такие пусковые зарядные устройства:

  • Berkut Smart;
  • Carku;
  • D-Lex Powerbank;
  • Орион PW700;
  • Сорокин 12.94.

Особенно хотелось бы отметить последний вариант пускового зарядного устройства Сорокин 12.94. Несмотря на то, что оборудование было произведено в России, оно ни чуть не уступает по своим параметрам зарубежным аналогам, цена которых гораздо выше.

Подробнее о портативных пусковых устройствах будет рассказано в этом видеоролике:

Опубликовано: 30 ноября 2018

Пусковое устройство для автомобиля — Блоки питания — Источники питания

Сергей Никитин

Автомобилистам и водителям знакома ситуация запуска автомобилей зимой, особенно если автомобильный аккумулятор «не первой свежести», и на улице далеко не плюсовая температура.
Если есть возможность к автомобилю «подвести» удлинителями сетевое напряжение, или ещё лучше, когда автомобиль находится в электрифицированном гараже, предлагается в помощь пусковое устройство.

В недавнем времени возникли проблемы с аккумуляторными батареями и нужно было придумать, как запускать автомобили своевременно и без проблем. Для этого необходимо было пусковое устройство.
Уже имеющиеся схемные решения оказались сложными и в отдалённом от Митинского радио рынка уголке, найти нужные радиоэлементы оказалось проблемно. Поэтому было разработано ниже приведённое устройство на радиоэлементах из старых советских бытовых приборов, ну конечно трансформаторы и тиристоры были из списанной военной техники.
Данное устройство рассчитывалось на эксплуатацию «высоко грамотными» специалистами, по этому часть элементов там в принципе лишние. Подобное устройство отработало в автомобильных боксах более 12 лет, и сжечь его «эксплуатационщикам» за это время не удалось.
Схема пускового устройства приведена ниже.

Принцип его работы заключается в следующем; — при подключении его к аккумулятору автомобиля оно «молчит». После того, как в момент запуска автомобиля, напряжение на аккумуляторе станет менее 10 вольт — открываются тиристоры и идёт подпитка от сети. Как только двигатель запустится, и напряжение на аккумуляторе становится выше 10 вольт, оно отключается.

В качестве трансформатора можно использовать любой подходящий, мощностью не менее 500 Ватт, и с сечением проводов вторичной обмотки не менее 2х7 кв.мм (7 кв.мм это провод диаметром 3 мм), или для мостовой схемы выпрямителя 14 кв.мм с выходным напряжением 15-18 вольт, оптимальное напряжение около 18 вольт.
Описывать порядок изготовления трансформатора не вижу смысла, нужно конкретное железо, а под него уже расчёты.
В качестве тиристоров, можно применить любые на ток не менее 80 ампер (Т-15-80, Т15-100,Т-80,Т-125, Т142-80, Т242-80,Т151-80, Т161-125 и другие), или не менее 160 ампер при мостовой схеме выпрямителя (Т15-160……Т15-250, Т16-250…..Т16-500, Т161-160, Т123-200….Т123-320,Т161-160, Т160, Т200, и другие). Диоды в мостовой схеме выпрямителя тоже должны быть рассчитаны на ток не менее чем 80 ампер (Д131-80, Д132-80, 2Д131-80,2ДЧ151-80, Д141-100, 2Д141-100,2Д151-125, В200,В7-200 и другие). Ориентироваться нужно на толстый провод торчащий из диода ( в палец толщиной) или на вторую цифру в обозначении марки диода, обычно, но бывает и первая.
Вместо диодов КД105, можно применить любые выпрямительные с током не менее 0,3 А (Д226, Д237, КД209, КД208, КД202, из выпрямителя любого китайского адаптера, даже сетевые).
Стабилитрон Д814А, можно заменить на любой, но с напряжением стабилизации около 8 вольт, (Д808, 2С182,КС182, 2С482А, 2С411А, 2С180).
Транзисторы, в первом варианте вместо КТ3107 использовался КТ361 с h31э более 100, вместо КТ816 подойдет КТ814, и даже П214, также можно применить и КТ825, КТ973, КТ818. Резисторы (кроме управления тиристорами) любой мощности. Участки цепи выделенные на схеме жирными линиями должны выполняться проводниками сечением не менее 10 кв.мм., по ним будет протекать весь пусковой ток.
Вот вариант исполнения устройства на печатной плате нашим пользователем Serg_K

Данная схема с указанными номиналами и напряжениями рассчитана на 12-ти вольтовое оборудование, но она может быть использована и для 24-х вольтового, для этого необходим трансформатор с выходным напряжением 28-32 Вольт и стабилитрон Д814А необходимо заменить на два включённых последовательно Д814В, либо двух других напряжением стабилизации около 10-ти вольт (Д810,Д814В, 2С210А, 2С510А, КС510).

Проверить устройство можно так;

Подключаете на выход устройства автомобильную лампу, можно не очень мощную, напр. от габаритов, лучше поставить две последовательно или одну на 24 вольта.
Далее подключаете, соблюдая полярность, вместо АКБ к лампе — регулируемый блок питания желательно без электролитических конденсаторов на выходе.
Зарядное устройство с тиристорным регулятором в качестве регулируемого БП не подойдёт, так как оно выдаёт на выходе  импульсы напряжения регулируемые по длительности, а нужно регулировать напряжение по амплитуде.
Далее включаете БП и выставляете напряжение 13в (лампа горит).
Далее включаете пусковое — ничего не должно измениться.
Далее плавно уменьшаете напряжение БП (накал лампы уменьшается) и по достижении напряжения БП в районе 10 вольт (плюс-минус вольт) — должно запуститься пусковое, т.е. накал лампы резко увеличится и на неё будет подаваться напряжение с пускового транса — 18 вольт (поэтому лампа лучше на 24В).
Дальше, если опять начать повышать напряжение БП — то пусковое должно отключиться (накал лампы уменьшиться).
Вот и вся настройка.

Из реальных конструкций, трансформатора мощностью 500 Ватт достаточно для запуска легкового автомобиля, 24-х вольтовом варианте с мощностью трансформатора 2 кВт свободно запускало седельный тягач MANN. Сетевые провода должны иметь сечение не менее 2,5 кв.мм.
Вроде всё написал.

Если возникнут какие то «непонятки» по статье, задавайте вопросы ЗДЕСЬ , помогу разобраться и отвечу на вопросы.
 

 

Пусковые устройства реактивной артиллерии | Ракетная техника

В статье приведены результаты начального анализа технического развития пусковых устройств реактивной артиллерии в период с XIX века до наших дней в мире, включая их классификации и определения, с акцентом на отечественные разработки. По мере обработки информации статья будет обновляться.

Источниковую базу статьи составляют технические описания и альбомы рисунков на изделия, периодические специализированные печатные издания и интернет-ресурсы, без которых было бы невозможно создать широкую иллюстративную часть. Одновременно автор предупреждает читателей, что в случае перехода на указанные в источниках интернет-ресурсы некоторые из них со временем могут не загружаться как по причине технических проблем, так и из-за удаления или блокировки материалов сайтов.   

Изучение данного вопроса выполнялось автором в рамках подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР) (1999-2000 годы) и дипломного проекта (2001-2002 годы) во время обучения в Тульском Государственном Университете, подготовки книги “Реактивные системы залпового огня. Обзор” (конец 2004 года-первая половина 2006 года) и её обновлённого варианта (2007-2014 годы), подготовки диссертационной работы и учебного пособия под рабочим названием “Реактивная артиллерия. Введение в специальность” (2007-2014 годы), преподавание по которому в части введения в конструкцию составляющих реактивных систем залпового огня должно быть обеспечено после прочтения студентам (курсантам, слушателям) курса “Конструкции машин и механизмов” и при использовании специализированного терминологического словаря по РСЗО, подготавливаемого автором статьи.

Статья предназначена для студентов оборонных специальностей гражданских средних и высших учебных заведений, курсантов военных училищ и институтов, слушателей военных академий, инженеров, научных сотрудников, аналитиков, составителей баз данных, специалистов, занимающихся вопросами идентификации вооружения и военной техники на начальном этапе и всех интересующихся данным вопросом.

Автор выражает благодарность руководящему составу и сотрудникам музея, архива и научной библиотеки Военно-Исторического Музея Артиллерии, Инженерных Войск и Войск Связи (ВИМАИВиВС, Россия, г.Санкт-Петербург), сотрудникам Российской Государственной Библиотеки (РГБ, Россия, г.Москва), Российской Национальной Библиотеки (РНБ, Россия, г.Санкт-Петербург), Научно-технической библиотеки ОАО «НПО «СПЛАВ» (Россия, г.Тула), Михайловской Военной Артиллерийской Академии (МВАА, Россия, г.Санкт-Петербург) за помощь, оказанную в сборе информации. Также автор выражает свою благодарность генеральному директору ОАО «НПО «СПЛАВ» (Россия, г. Тула) Н.А. Макаровцу и администратору сайта «Ракетная техника» (Россия, г.Санкт-Петербург) Клочкову А.В. за оказанную финансовую поддержку.

Проведённый автором анализ развития пусковых устройств реактивной артиллерии в указанный выше период в мире позволил установить, что:

Под пусковыми устройствами реактивной артиллерии подразумевают:

  • боевые машины (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15).
  • пусковые установки:
    •  буксируемые (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12).
    •  переносные (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11).
    •  железнодорожные (1,2,3,4).
    •  стационарные:
      • подземные (1,2,3).
      • подземно-наземные (1,2,3,4,5,6,7).
    • стационарно-мобильные (1,2).

Классификации

Пусковые устройства реактивной артиллерии, как в целом, так и в частностях, можно классифицировать по следующим критериям:

По типу их перемещения:

  • самоходные, к которым относятся боевые машины, железнодорожные пусковые установки, мотоциклетные пусковые установки (ПУ) и ПУ на багги.
  • буксируемые, к которым относятся пусковые установки реактивных пусковых установок на шасси лафетов и на шасси прицепов.
  • переносные, к которым относятся разбираемые для переноса в боевых и учебных условиях переносные пусковые установки.
  • стационарные, к котоpым относятся подземные установки и подземно-наземная установка.
  • стационарно-мобильные, к которым относятся пусковые установки, устанавливаемые как на земле, так и на самоходной базе (в кузовах грузовых автомобилей).

По типу шасси самоходные пусковые устройства (боевые машины) можно классифицировать как:

  • колёсные, т.е. ходовыми частями которых являются шасси грузовых автомобилей, колёсных бронетранспортёров (1), мотоциклов (1,2), багги (быстроатакующих автомобилей) (1,2), боевых разведывательных дозорных машин (1,2,3), а также железнодорожные платформы (1,2,3,4) (последние в настоящее время не используются).
  • гусеничные, т.е. ходовыми частями которых являются шасси танков и гусеничных бронетранспортёров (1).
  • полугусеничные, т.е. передняя ходовая часть колёсная, а задняя гусеничная (в настоящее время не используются) (1).

По конструктивно-компоновочной схеме боевые машины можно класcифицировать как:

  • классические (двухкомпонентные), т.е. с шасси и артиллерийской частью (1).
  • комбинированные (многокомпонентные), т.е. совмещение схемы боевой и транспортной машин (1) или боевой и транспортно-заряжающей машин (1,2,3), а также с несколькими артиллерийскими частями (1,2,3)

По типу вспомогательного бортового оборудования комбинированные боевые машины можно классифицировать как:

  • с бортовым автоматизированным оборудованием для заряжания (1).
  • с комплектом стеллажей как продольно расположенных (1,2) по отношению к длине шасси, так и поперёк (в поперечном положении) (1).

По типу пакета направляющих боевые машины можно классифицировать как:

  • с постоянным пакетом, т.е. незаменяемым после выполнения стрельбы и в зависимости от конструкции перезаряжаемым или вручную номерами расчёта, или посредством транспортно-заряжающей машины.
  • с заменяемым пакетом, т.е. с транспортно-пусковыми контейнерами, в зависимости от типа которого происходит или его замена после стрельбы посредством бортового крана боевой машины или транспортно-заряжающей машины, или перезаряжание вручную номерами расчёта.

Транспортно-пусковые контейнеры можно классифицировать:

   по типу герметизации:

  • негерметизированные, т.е. заряжаемые в заводских условиях с возможностью перезаряжания без замены контейнера в полевых условиях.
  • герметизированные, т.е. заряжаемые снарядами и герметизируемые в заводских условиях. Перезаряжание снарядов номерами расчёта вручную или посредством транспортно-заряжающей машины в полевых условиях невозможно. Возможна только замена транспортно-пусковых контейнеров.

   по типу использования основных материалов:

  • металлические, т.е. основные конструктивные элементы изготовлены из металлов.
  • металло-композитные, т.е. у которых корпус выполнен из металлических элементов, а направляющие из композиционных материалов.

По типу опоры переносные пусковые устройства можно классифицировать как:

  • треножные.
  • двуножные:
    • без задней опорной плиты (1).
    • с задней опорной плитой (1).

По типу применения буксируемые пусковые устройства можно классифицировать как:

  • наземные, т.е. переведённые в боевое положение на поверхности земли.
  • бортовые, т.е. устанавливаемые в кузовах грузовых автомобилей. Данный способ предназначен для использования в крайних случаях.

По типу варианта разработки пусковые устройства можно классифицировать как:

  • официальные, т.е. разработка которых ведётся по заданию Министерства обороны или иностранного заказчика специалистами профильных научно-технических организаций с заводами, занимающимися опытным производством, а сборка организована на официальных промышленных предприятиях с соблюдением всех норм технического контроля.
  • неофициальные (в инициативном порядке, в ряде случаев со временем с переходом на уровень официальной разработки), т. е. разработка которых выполняется в инициативном порядке специалистами профильных научно-технических организаций без получения официального задания Министерства обороны или иностранного заказчика, а также самоучками в технических областях знаний. Последнее направление присуще во время ведения боевых действий.

По типу варианта производства и ремонта пусковые устройства можно классифицировать как:

  • промышленные, т.е. сборка и ремонт организованы на официальных промышленных предприятиях или в ремонтных мастерских с соблюдением всех норм технического контроля (1,2).
  • непромышленные, т.е. сборка и ремонт организован в непромышленных условиях (например в гаражах, на открытых площадках) (1,2,3).

В свою очередь образцы промышленного производства можно классифицировать как:

  • лицензионные, т.е. производство организовано с официально оформленного разрешения (лицензии) организаций страны-разработчика (или стран-разработчиков).
  • нелицензионные т. е. производство организовано без официально оформленного разрешения организаций страны-разработчика (или стран-разработчиков), как правило, при производстве аналогов захваченных образцов в ходе боевых действий.

Конструктивные особенности пусковых устройств

Боевые машины

Боевая машина – тип вооружения реактивной артиллерии в состав которого входит доработанное колёсное или гусеничное шасси транспортного средства на котором смонтирована артиллерийская часть.

Боевые машины на доработанных шасси грузовых автомобилей

В настоящее время боевые машины на доработанных шасси грузовых автомобилей являются основным типом пусковых устройств реактивной артиллерии. Относительно детально можно дать описание конструктивных элементов только данного типа пусковых устройств реактивной артиллерии и на примере отечественных образцов с периода Великой Отечественной войны до конца 80-х годов ХХ века. Судить о конструктивных элементах иностранных боевых машин данного типа, как и других типов пусковых устройств, можно только поверхностно по причине отсутствия открытой детальной информации.

Проведённый анализ конструкций боевых машин показал, что на всём протяжении мирового развития их двумя основными частями являются: артиллерийская часть (в годы Великой Отечественной войны в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) она называлась метательной установкой) и специально оборудованное (доработанное) шасси транспортного средства, на которое монтируется артиллерийская часть.

Под оснащением специальным оборудованием (доработкой) шасси подразумевают монтаж на нём оборудования, необходимого для эксплуатации боевой машины после окончательной сборки.

В общем целом, установлены следующие доработки (т.е. оснащение специальным оборудованием) шасси для боевых машин разных поколений:

  • доработка лонжеронов шасси для крепления подрамника (основания, нижнего станка) артиллерийской части (метательной установки) посредством различных типов соединений (посредством болтов, хомутов или в комбинации с этими двумя типами соединениий).
  • оснащение защитой (бронирование) кабины для её предохранения и находящихся в ней номеров расчёта от действия газовой струи снаряда при выстреле, предохранения от осколков ракетной камеры в случае её разрыва, а также огня малокалиберного оружия и осколков артиллерийских снарядов.
  • оснащение креплениями (скобы, кронштейны) защиты кабины, бензобака для размещения шанцевого инструмента (лопаты, лома).
  • оснащение кабины переговорным устройством для передачи команд из кабины.
  • оснащение кабины кронштейном для огнетушителя, предназначенного для локализации возгораний мелких очагов пожара и в случае малого возгорания двигателя. В случае сильного возгорания нецелесообразно выполнять тушения очага или очагов возгораний так как возможен взрыв бензобака и при наличии боекомплекта в направляющих его детонация.
  • оснащение (дополнительной) кабины для размещения в ней аппаратуры подготовки боевой машины к стрельбе, номеров расчёта и их личного имущества и вооружения, устройств жизнеобеспечения, средств связи.
  • оснащение защитой бензобаков и бензоотстойника от механических повреждений и воздействий газовой струи.
  • оснащение площадкой для крепления запасного колеса.
  • оснащение подножками (правой и левой) для удобства подъёма на оборудованное шасси. Для противоскольжения на листах подножек, так же как и на площадке, навариваются точки. В качестве подножек (лестницы) можно использовать раскрывающийся боковой борт (1,2,3).
  • оснащение сиденья за кабиной для размещения номеров расчёта боевой машины.
  • оснащение ящиков под сиденьем для размещения щелочных аккумуляторов, выносной катушки, панорамы, инструмента, запасных частей и принадлежностей.
  • оснащение перекрывающими листами для предохранения установки от загрязнения – они закрывали пространство между лонжеронами рамы шасси.
  • оснащение рамы с крыльями. Рама служит для крепления артиллерийской части боевой машины на лонжеронах шасси и для крепления задних откидывающихся крыльев боевой машины. Крылья служат для предохранения артиллерийской части и расчёта от грязи и пыли при движении боевой машины.
  • оснащение шасси домкратами с целью обеспечения горизонтирования боевой машины перед стрельбой, разгрузки рессор задних мостов и придания устойчивости (уменьшения вибрации) боевой машине при стрельбе.
  • оснащение электронных и электрических систем для обеспечения наведения и пуска реактивных снарядов из кабины боевой машины

Артиллерийская часть является конструктивной частью боевой машины, в состав которой входят конструктивные элементы, посредством которых обеспечиваются наведение и стрельба боеприпасами и, при необходимости, транспортировка реактивных снарядов, как при полностью заряженном пакете, так и частично заряженном пакете направляющих.

Основные конструктивные элементы артиллерийских частей основных установок (боевых машин) периода Великой Отечественной войны, получивших индексы М-13, М-8-48 и БМ-31-12, представлены в таблице 1. Определения терминов для конструктивных элементов смотрите после таблицы 1.

Таблица 1

Основными элементами артиллерийской части являются основание и поворотная часть.

Состав артиллерийской части снизу вверх:

Основание (или подрамник — согласно послевоенной терминологии) – элемент конструкции метательной установки (далее артиллерийской части по современной терминологии) на котором монтировались узлы артчасти. Оно также служило для усиления лонжеронов шасси и рассредоточения нагрузки по их длине и крепления артиллерийской части на шасси автомобиля. Крепление основания к шасси выполнялось посредством болтов и хомутов или четырьмя болтами с каждой стороны.

Поворотная рама – элемент конструкции артиллерийской части, обеспечивавший поворот основных конструктивных элементов метательной установки в горизонтальной плоскости в определённом диапазоне углов наведения. Поворот выполнялся посредством поворотного механизма. Для выполнения движения боевой машины поворотная часть стопорилась посредством механизма крепления поворотной рамы по-походному (или стопором крепления по-походному).

Поворотный механизм – элемент конструкции артиллерийской части, предназначенный для придания движения (поворота) поворотной раме для обеспечения установки угла азимута (горизонтального наведения).

Подъёмный механизм – элемент конструкции артиллерийской части, предназначенный для придания движения в вертикальной плоскости ферме с направляющими с целью установки угла возвышения.

Ферма – элемент конструкции артиллерийской части, крепящийся к поворотной раме и являвшийся основанием для крепления пакета направляющих.

Пакет (или пакет направляющих ячеек) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к ферме направляющих, каждая из которых предназначена для придания начального направления движения реактивным снарядам.

Основные конструктивные элементы артиллерийских частей основных послевоенных боевых машин, принятых на вооружение в 50-х – 60-х годах ХХ века, получивших индексы БМ-24, БМ-14, БМ-14М, БМ-14ММ, БМД-20 представлены в таблице 2. Определения терминов для конструктивных элементов смотрите после таблицы 2.

Таблица 2

Подрамник представлял собой сварную прямоугольную конструкцию, являвшуюся основанием артиллерийской части боевой машины, крепившуюся на лонжеронах шасси автомобиля.

Тумба неподвижно крепилась на подрамнике и служила опорой для вращающейся части боевой машины.

Поворотная рама под действием поворотного механизма вращалась на тумбе, на которую опиралась тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрировали вращение поворотной рамы и удерживали её на тумбе от опрокидывания.

Поворотный механизм червячного типа служил для горизонтальной наводки направляющих в определённом диапазоне углов наведения.

Подъёмный механизм винтового типа служил для придания направляющим углов возвышения в секторах горизонтального обстрела.

Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служил для уменьшения усилия на рукоятке привода подъёмного механизма.

Подъёмно-уравновешивающий механизм служил для придания направляющим углов возвышения и уравновешивания качающейся части.

Ферма представляла собой пространственную сварную конструкцию. Она устанавливалась в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со смонтированными на ней направляющими образовывала качающуюся часть боевой машины.

Пакет труб (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к ферме направляющих, каждая из которых предназначена для придания начального направления движения реактивным снарядам.

Анализ данных таблицы 1 и таблицы 2 привел к выводу, что основные конструктивные элементы послевоенных боевых машин реактивной артиллерии, в основном, остались такими же, только изменилась их конструкция и, в ряде случаев, изменилось их название. Основание стало называться подрамником. Появились новые конструктивные элементы – тумба и уравновешивающий механизм. В конструкции боевой машины БМД-20 уравновешивающий механизм был объединён с подъёмным механизмом и новый конструктивный элемент стал называться подъёмно-уравновешивающим механизмом (в дальнейшем, подобный конструктивный элемент был использован в конструкциях боевых машин 9А52 и 9А52-2 РСЗО «Смерч»). Крепление подрамника (основания) к лонжеронам шасси было идентичным.

Основные конструктивные элементы артиллерийских частей основных боевых машин, принятых на вооружение в период с начала 60-х годов ХХ века до конца 80-х годов ХХ века, получивших индексы БМ-21, 9П140 и 9А52-2, представлены в таблице 3. Определения терминов для конструктивных элементов смотрите после таблицы 3.

Таблица 3

Боевая машина БМ-21

Рама в сборе служит опорой поворотной части боевой машины. Основными частями рамы в сборе являются поперечная балка и рама. Рама имеет три точки опоры: две передние – на балках, установленных на лонжеронах автошасси, и третью – в поперечной балке.

Погон является подшипниковой опорой для поворотной части боевой машины. На неподвижном кольце погона нарезаны зубья, с которыми находится в зацеплении коренная шестерня поворотного механизма. Поворотное кольцо погона крепится к нижнему кольцу основания, а неподвижное к раме в сборе.

Основание – сварная конструкция, в которой смонтированы узлы боевой машины: аппаратура электропривода, механизмы наведения, механизмы стопорения боевой машины по-походному и часть деталей пневмооборудования. В нижней части основания смонтировано кольцо, которым оно крепится к погону. Основание со всеми смонтированными на нём деталями и узлами составляет поворотную часть боевой машины.

Механизмы наведения служат для наведения пакета труб боевой машины в вертикальной и горизонтальной плоскостях в определённых диапазонах углов наведения. Они приводятся в действие посредством электропривода или ручным приводом.

Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов – пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона заделан в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.

Люлька служит для сборки на ней пакета труб и соединяется с основанием двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения.

Пакет (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к люльке направляющих лентами, шпонками и клиньями, каждая из которых предназначена для придания направления полёта снаряда, его вращательного движения, а также для транспортировки снаряда.

Боевая машина 9П140

Нижний станок служит для установки на нём вращающейся части (ВЧ) боевой машины и является переходным элементом между рамой автомобильного шасси и ВЧ. Нижний станок установлен на три точки опоры, две передние – сферы, задняя точка – штырь. Такое шарнирное крепление исключает влияние упругих деформаций рамы автомобильного шасси на работу погона.

Погон предназначен для подвижного соединения вращающейся части с нижним станком. Он воспринимает и передает на нижний станок нагрузку от вращающейся части боевой части и представляет собой крупногабаритный радиально-упорный однорядный шарикоподшипник.

Верхний станок выполнен в виде сварной коробчатой конструкции, закрываемой сверху крышками. К нему крепится верхнее кольцо погона.

Вращающаяся часть служит для придания пакету направляющих нужного угла поворота по азимуту (по горизонту, в горизонтальной плоскости). Она представляет собой верхний станок, на котором смонтированы уравновешивающий механизм, погон, механизмы наведения и ручной привод наведения, площадка наводчика, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части и механизм стопорения вращающейся части.

Механизмы наведения служат для наведения пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях в определённых диапазонах углов наведения. При ремонте отдельных узлов БМ или выходе из строя электропривода наведение может осуществляться ручным приводом.

Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины. Он состоит из двух торсионов круглого сечения и двух систем рычагов. При подъёме или опускании качающейся части система рычагов, действуя на торсионы, изменяет угол их закручивания. Момент силы, создаваемый закрученными торсионами, уравновешивает момент силы, создаваемый массой качающейся части.

Люлька в сборе является основанием качающейся части боевой машины. Она состоит из люльки и сектора. Сектор служит для передачи вращения от коренной шестерни механизма вертикального наведения на качающуюся часть для придания ей углов возвышения.

Пакет (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к люльке направляющих, каждая из которых предназначена для придания направления полёта снаряда, его начального вращательного движения, а также для транспортировки снаряда.

Боевые машины 9А52, 9А52-2

Нижний станок служит опорой вращающейся части и крепится к верхней и задней опорам, установленным на раме шасси.

Верхний станок предназначен для монтажа деталей подъёмно-уравновешивающего и поворотного механизмов, установки люльки, площадки наводчика. В нижней части станка имеется основание, к которому крепится зубчатый сектор поворотного механизма. Верхний станок со всеми смонтированными на нём узлами составляет вращающуюся часть боевой машины.

Подъёмно-уравновешивающий механизм служит для наведения артиллерийской части по углу возвышения и уравновешивания качающейся части.

Поворотный механизм служит для наведения артиллерийской части по азимуту (по горизонту, в горизонтальной плоскости) в определённом диапазоне углов наведения.

Люлька служит для установки на ней пакета направляющих, соединяется с верхним станком двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Люлька со всеми смонтированными на ней узлами составляет качающуюся часть боевой машины.

Пакет (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к люльке направляющих, каждая из которых предназначена для придания направления полёта снаряда и его вращательного движения, а также для транспортировки снаряда при заряженной боевой машине на марше.

Транспортировка боевых машин реактивной артиллерии осуществляется следующими типами транспорта:

  • наземным (трейлеры (1), железнодорожный транспорт (1,2).
  • воздушным (транспортные самолёты (1), вертолёты (1).
  • морским (1).

Пусковые установки

Пусковые установки реактивных пусковых установок (буксируемые пусковые установки)

Буксируемая пусковая установка – тип вооружения в состав которого входит доработанный боевой ход (ходовая часть) прицепа или пушки (лафета) и необходимые для развёртывания, наведения и стрельбы конструктивные элементы, по сути, как и боевые машины, состоит из шасси и артиллерийской части.

Транспортировка пусковых установок осуществляется или буксировкой наземным транспортом (грузовые автомобили (1), автомобили-пикапы (1), железнодорожные платформы), животными, а на небольшие расстояния номерами расчёта (1,2), или воздушным (транспортные самолёты, вертолёты) и морским видами транспорта.

В XIX веке такие установки назывались станками, спусками, ракетными полевыми повозками, ракетными повозками. Основными конструктивными элементами были: лафет с колёсным ходом, шварневая лапа, ручной зубчатый или винтовой механизм вертикального наведения, пакет направляющих, штапин (огневая цепь) (1,2,3). Существовал вариант станка, совмещающего в себе согласно современной терминологии пусковую установку реактивной пусковой установки и транспортную машину (1) Буксировка пусковых средств данного типа осуществлялась конными упряжками (1).

Основные конструктивные элементы пусковой установки Реактивной пусковой установки РПУ-14 (СССР) описаны ниже.

Люлька предназначена для соединения труб в единый пакет и для сборки контактных устройств, обеспечивающих производство выстрела.

Люлька представляет собой сварную конструкцию, состоящую из листов и труб, с шестнадцатью гнёздами (отверстиями) для стволов.

На заднем листе люльки монтируются контактные устройства, удерживающие трубы от продольных смещений и от поворота, обеспечивающее фиксацию снарядов при заряжании и на походе, а также подвод электрического тока к свечам снарядов для воспламенения заряда при производстве выстрела.

Трубы (стволы) предназначены для направления полета снарядов. Трубы расположены параллельно друг другу и закреплены в люльке в четыре ряда, по четыре трубы в каждом ряду.

Люлька с контактными устройствами и шестнадцатью трубами (стволами) составляет качающающуюся часть.

Верхний станок предназначен для поворота люльки со стволами в горизонтальной плоскости вокруг вертикальных цапф нижнего станка. На верхнем станке в подцапфенниках смонтирована люлька; на левой стенке верхнего станка закреплены подъёмный и поворотный механизмы, а на передней стенке – кронштейн фрикциона.

Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает качающейся части углы вертикальной наводки.

Поворотный механизм винтового типа, обеспечивает углы горизонтальной наводки в заданном диапазоне углов.

Нижний станок с подрессориванием представляет собой стальную полую отливку, внутри которой собираются торсионное подрессоривание и механизм горизонтирования. Нижний станок является основанием вращающейся части пусковой установки.

Станины (правая и левая) трубчатого типа, с постоянными сошниками; к нижнему станку станины присоединены шарнирно.

Боевой ход и подрессоривание: колёса от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шиной ГК и со ступицей от пушки Д-44. Подрессоривание торсионное, включается и выключается автоматически при сведении и разведении станин.

Прицельные приспособления предназначены для наведения вращающейся части пусковой установки на цель.

Электрооборудование служит для воспламенения порохового заряда ракетной части снаряда.

Переносные пусковые установки

Как правило, конструктивно переносные пусковые установки состоят из треножного станка, приводов наведения, направляющей или направляющих и корзины прицельных приспособлений. Также известны самодельные варианты с деревянными или металлическими двуногами.

Треножный станок служит основанием для обеспечения устойчивости пусковой установки и монтажа приводов наведения, направляющей (или направляющих) и корзины прицельных приспособлений. Монтируемые на треножном станке конструктивные элементы составляют поворотную часть пусковой установки. Треножный станок состоит из трёх складываемых опор, в боевом положении фиксируемых посредством стопоров и основания на котором монтируется поворотная часть. 

Двунога служит передней опорой ряда переносных пусковых установок. Установлено четыре конструктивных решения для установок данного типа:

  • двунога, закреплённая к нижней части пускового контейнера с неуправляемым реактивным снарядом.
  • деревянная двунога, на которую накладывается неуправляемый реактивный снаряд (самодельный вариант с двуногой, формируемой за счёт перекрестия двух деревянных палок и сучьев деревьев).
  • металлическая двунога, на которую накладывается неуправляемый реактивный снаряд (самодельный вариант (1).
  • двунога, трубчатая направляющая, задняя опорная плита, корзина прицельных приспособлений.

Стационарные пусковые установки

     Подземные пусковые установки

Подземные пусковые установки являются пусковым средством, размещаемым под землёй в подвалах или ямах. Из-за ограниченной информации в их конструкции можно выделить только следующие конструктивные элементы: основание, пакет направляющих, предположительно, и подъёмный механизм. В боевом положении направляющие выходят за верхний уровень подвала или ямы.

     Подземно-наземные пусковые установки

Известно два варианта подземно-наземных пусковых установок. Одна из них была развёрнута в Секторе Газа (1,2,3,4), а другая (в нескольких экземплярах) в Ираке (1,2,3).

Из-за ограниченной информации в конструкции первого образца можно выделить следующие конструктивные элементы: основание, механизм вертикального наведения, пакет направляющих. Наиболее вероятно, заряжание выполняется с дульной стороны.

В походном положении установка находится под землёй (или частично под землёй) в специально созданном для этого подземном пространстве (помещении), закрываемом (или частично прикрываемом) дверцами. В боевом положении пакет направляющих находится чуть выше уровня земли.

В конструкции второго варианта можно выделить следующие конструктивные элементы: короб с основанием для крепления люльки, люльку, механизм вертикального наведения, пакет направляющих. Наиболее вероятно, заряжание выполняется с дульной стороны.

В походном положении установка находится под землёй в специально созданном для этого коробе, предположительно прикрываемом доступным материалом (кусок металла, фанеры и т.д.) и засыпаемого грунтом.

Железнодорожные пусковые установки

Железнодорожные пусковые установки использовались в СССР в годы Великой Отечественной войны и во время войны в Югославии в 90-х годах ХХ века.

Отечественные железнодорожные пусковые установки конструктивно состояли из доработанных метательных частей (артиллерийских частей) установок (боевых машин).

В конструкции югославской железнодорожной пусковой установки был использован авиационный блок орудий в качестве пакета направляющих. 

Монтаж пусковых установок выполнялся на бронированных железнодорожных платформах в составе бронепоездов.

Стационарно-мобильные пусковые установки

Стационарно-мобильные пусковые установки конструктивно состоят из:

  • основания (тумбы) (включая вариант с вмонтированной нижней частью поворотной части).
  • приводов (механизмов) наведения.
  • фермы.
  • пакета направляющих.
  • консоли (для крепления прицела).

Стационарно-мобильные установки могут устанавливаться как на поверхность земли, так и в кузове автомобиля.

Продолжение следует.

Дата первого опубликования материалов статьи: 29.12.2014 г.

Дата внесения последних изменений: 21.05.2020 г.

Часть материалов статьи опубликована в следующих печатных изданиях:

  1. Гуров С.В. Некоторые аспекты разработки РСЗО // Известия ТулГУ. Серия Технические науки. Проблемы специального машиностроения. Вып.3 (Спецвыпуск №12). Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. – С. 47-50.
  2. Гуров С.В. Из истории развития технических решений для составляющих систем реактивной артиллерии в России // Боеприпасы и спецхимия. Научно-технический журнал. Выпуск №2, 2013 г. – Москва. – С. 145-153.
  3. Гуров С.В. Классификации боеприпасов и пусковых устройств реактивной артиллерии // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция (2015). Т. 2: История естествознания и техники. М.: ЛЕНАНД, 2015. – С. 430,432-434.
  4. Гуров С.В. Историко-технические этапы совершенствования реактивной артиллерии в России // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016 – С. 59-69.
  5. Гуров С.В. Конструктивные особенности боевых машин отечественной реактивной артиллерии // Боеприпасы и спецхимия. Научно-технический журнал. Специальный выпуск АО “НПО “СПЛАВ”, 2016. – Москва. – С. 142-148.

пусковое устройство — это… Что такое пусковое устройство?


пусковое устройство

3.61 пусковое устройство : Электрический аппарат (выключатель, рубильник, пакетный выключатель, автомат, и т.п.) служащий для непосредственного подключения/отключения приемника электрической энергии.

219. Пусковое устройство

ПУ

Ндп. Стартер

D. Anlasseinrichtung

Е. Starter

F. Dispositif de démarrage

Устройство, предназначенное для принудительной раскрутки ротора ГТД в процессе запуска

Смотри также родственные термины:

30. Пусковое устройство первичного двигателя электроагрегата (электростанции)

Пусковое устройство

Ндп. Пусковая система

Устройство, предназначенное для пуска первичного двигателя электроагрегата (электростанции)

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • пусковое пламя газа
  • Пусковое устройство первичного двигателя электроагрегата (электростанции)

Смотреть что такое «пусковое устройство» в других словарях:

  • пусковое устройство — ПУ Ндп. стартер Устройство, предназначенное для принудительной раскрутки ротора ГТД в процессе запуска. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые стартер Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы ПУ EN starter DE Anlasseinrichtung FR… …   Справочник технического переводчика

  • пусковое устройство — paleidiklis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. starter; starting device vok. Anlasser, m; Anlaßvorrichtung, f; Starter, m rus. пускатель, m; пусковое устройство, n; стартер, m pranc. dispositif d’amorçage, m; démarreur, m; starter, m …   Fizikos terminų žodynas

  • пусковое устройство первичного двигателя электроагрегата (электростанции) — пусковое устройство Ндп. пусковая система Устройство, предназначенное для пуска первичного двигателя электроагрегата (электростанции). [ГОСТ 20375 83] Недопустимые, нерекомендуемые пусковая система Тематики электроагрегаты генераторные Синонимы… …   Справочник технического переводчика

  • Пусковое устройство первичного двигателя электроагрегата (электростанции) — 30. Пусковое устройство первичного двигателя электроагрегата (электростанции) Пусковое устройство Ндп. Пусковая система Устройство, предназначенное для пуска первичного двигателя электроагрегата (электростанции) Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Запорно-пусковое устройство — запорное устройство, устанавливаемое на сосуде (баллоне) и обеспечивающее выпуск из него огнетушащего вещества. Источник: НПБ 88 2001*: Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования 2.6. Запорно пусковое устройство… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • запорно-пусковое устройство огнетушителя — 3.10 запорно пусковое устройство огнетушителя: Сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества. Источник: ГОСТ Р 51057 2001: Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Запорно-пусковое устройство — Запорное устройство, устанавливаемое на сосуде (баллоне) и обеспечивающее выпуск из него огнетушащего вещества. Источник: НПБ 88 2001* EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Запорно-пусковое устройство огнетушителя — Запорно пусковое устройство огнетушителя: устройство, служащее для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества… Источник: Техника пожарная . Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51017 2009 …   Официальная терминология

  • пневматическое пусковое устройство — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN compressed air starter …   Справочник технического переводчика

  • термочувствительное пусковое устройство — (напр. регулирующих стержней ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN thermally responsive trigger device …   Справочник технического переводчика


Портативный триггер по лучшей цене — Отличные предложения по портативному триггеру от мировых продавцов переносных триггеров

Отличные новости !!! Вы находитесь в нужном месте для портативного триггера. К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене.Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку этот портативный триггер станет одним из самых востребованных бестселлеров в кратчайшие сроки. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что у вас есть портативный триггер на AliExpress. Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

Если вы все еще не уверены в портативном триггере и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов.Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококлассную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь. И, если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе.Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца. Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет. Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести портативный триггер по самой выгодной цене.

У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы. На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.

Обзоры на портативный триггер

— интернет-магазины и отзывы на портативный триггер на AliExpress

Отличные новости !!! Вы находитесь в нужном месте для портативного триггера.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку этот портативный триггер станет одним из самых востребованных бестселлеров в кратчайшие сроки. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что у вас есть портативный триггер на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

Если вы все еще не уверены в портативном триггере и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококлассную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.И, если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести портативный триггер по самой выгодной цене.

У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.

DSLogic Plus — DreamSourceLab

Описание

Основные характеристики

  • 16 цифровых каналов
  • Частота дискретизации до 400 МГц
  • Аппаратная память до 256 Мбит
  • Глубина выборки до 16 ГБ (потоковый режим)
  • Регулируемый порог (0.Шаг 1В)
  • Экранированный трос
  • Алюминиевый корпус Unibody
  • Гарантия 3 года

Возможности подключения

  • Интерфейс USB Type-C (порт устройства USB 2.0)
  • Гнездовой разъем dupont 1,27 мм (хост-устройство)
  • 2,54 мм гнездовой разъем dupont (провода Fly)

Источник питания

  • Напряжение источника питания: 5 В постоянного тока ± 5%
  • Потребляемая мощность: максимум 2 Вт

Порты ввода-вывода

Направление Описания Защищенный диапазон напряжения
USB 2.0 порт Вход Выход Подключение к главному компьютеру 4,75 В ~ 5,25 В
CH0 ~ Ch25 Вход Подключение к тестовым сигналам -30В ~ 30В (с подвесными проводами)
СК Вход Вход часов в режиме выборки состояния 0 ~ 3,3 В (макс. 50 МГц)
TI Вход Вход внешнего сигнала запуска 0 ~ 3,3 В
К Выход Выход внешнего сигнала запуска

Создан, чтобы сделать вашу работу приятной

DSLogic Plus — это логический анализатор на базе USB, который имеет портативный размер (79x74x9 мм), но высокую производительность (частота дискретизации до 400 МГц).С помощью простого в использовании кроссплатформенного программного обеспечения DSView вы можете использовать свой любимый компьютер для отладки и анализа ваших схем, наблюдения за цифровыми волнами и декодирования различных протоколов в любом месте и в любое время.

Входное напряжение и пороги

Диапазон рабочего напряжения: -0,9 В ~ 6 В
Пороговое напряжение: 0 В ~ 5 В (шаг 0,1 В)
Работа с большинством уровней логического напряжения (например: 5 В, 3,3 В, 2,5 В, 1,8 В, 1,5 В, 1,2 В , 1,0 В и т. Д.)
Защита от электростатического разряда

Входное сопротивление

250 кОм // ~ 13 пФ

Макс.скорость выборки

Буферный режим Потоковый режим
4 канала: 400 МГц
8 каналов: 200 МГц
16 каналов: 100 МГц 3 канала: 100 МГц
6 каналов: 50 МГц
12 каналов: 25 МГц
16 каналов: 20 МГц

Макс.глубина пробы

Буферный режим (без сжатия RLE): 256M / кол.каналов
Буферный режим (со сжатием RLE): 16Гб / кол. каналов
Потоковый режим: 16G

Погрешность / точность

Минимальный импульс сбора данных: 5 нс
Точность сбора данных: ± интервал выборки (например: ± 10 нс при частоте дискретизации 100 Мбит / с, ± 1 мксек при частоте дискретизации 1 Мбит / с)

Помехоустойчивость

Каждый канал имеет независимое экранирующее заземление.

  • Windows XP, Vista, Win7, Win8 и Win10
  • Mac OS X 10.12 или выше
  • Linux: последние версии Ubuntu, Fedora, Arch и т. Д.
  • Хост-порт USB 2.0
  • DSLogic Plus (полностью протестировано)
  • x1 USB-кабель (длина 0,8 м, от A до Type-C)
  • x4 + 1 Экранированный трос
  • x16 Зажимы для крючков
  • x1 чемодан для переноски
  • Программное обеспечение не входит в комплект — скачать здесь

Портативный прибор для обнаружения сердечных приступов

РОДЖЕР ДОБСОН, Daily Mail

Врачи разработали портативный детектор, который может диагностировать пациента, перенесшего сердечный приступ, всего за три минуты.

Устройство, которое может спасти сотни жизней, означает, что врачи смогут гораздо быстрее начать лечение пациентов. Его разработчики говорят, что он также может измерить серьезность атаки и сократит время на несколько минут или часов, необходимое для начала спасающего жизнь лечения.

Технология, использующая магнитные поля для отслеживания химических веществ, которые организм вырабатывает в избытке после сердечного приступа, будет содержаться в устройстве размером с мобильный телефон, который врачи и медработники смогут носить с собой.

Сердечные приступы вызываются сгустками крови, которые оседают в сердце и нарушают кровоток. Сгусток почти сразу вызывает смерть сердечной мышцы, поэтому чем быстрее можно будет дать лекарство для его растворения, тем выше шансы пациента на выздоровление.

Некоторые исследования также показывают, что один из десяти случаев сердечного приступа не может быть диагностирован.

Детектор сердечного приступа использует магнитную технологию для удаления двух химических веществ или белков из образца крови — миоглобина и белка, связывающего жирные кислоты.

Уровни этих так называемых сердечных маркеров повышаются в крови после сердечного приступа и достигают пика в течение четырех-шести часов после начала приступа.

Профессор Юсеф Хайк, соавтор новой технологии, говорит, что современные лабораторные анализы крови требуют не менее 30 минут, чтобы показать, что симптомы у пациента вызваны сердечным приступом.

«В отличие от обычного лабораторного теста, новая процедура может определить наличие и тяжесть сердечного приступа через несколько минут после того, как пациента осмотрел врач или парамедики», — говорит он.

Поделитесь или прокомментируйте эту статью:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *